На стадиях проектирования, строительства или реконструкции передающих радиотехнических объектов (ПРТО) должна проводится оценка электромагнитной обстановки на соответствие требованиям санитарного законодательства по электромагнитному фактору. Оценка электромагнитной обстановки вблизи ПРТО на соответствие требованиям санитарных норм и правил проводится по утвержденным Минздравом России методическим документам. По результатам этой оценки при необходимости устанавливаются санитарно-защитные зоны и зоны ограничения, обеспечивающие электромагнитную безопасность ПРТО.

Оценка воздействия ЭМП РЧ ПРТО на население осуществляется на основании СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03:

  • - в диапазоне частот 30 кГц - 300 МГц - по эффективным значениям напряженности электрического поля (Е), В/м;
  • - в диапазоне частот 300 МГц - 300 ГГц - по средним значениям плотности потока энергии (ППЭ), мкВт/см 2 .

Предельно допустимые уровни ЭМП диапазона частот 30 кГц - 300 ГГц для населения

  • * - кроме средств радио- и телевизионного вещания (диапазон частот 48,5/108; 174 - 230 МГц);
  • ** - для случаев облучения от антенн, работающих в режиме кругового обзора или сканирования.

Санитарно-защитная зона и зоны ограничения определяются на стадии проектирования расчетным путем и уточняются (при вводе ПРТО в эксплуатацию) путем измерений в соответствии с действующими в системе Госсанэпидслужбы Минздрава России методическими документами.

В целях обеспечения безопасности населения, вокруг объектов являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия вредного фактора до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания ООО «Гейзер-Телеком» выполняет расчеты границ санитарных зон (СЗЗ) и зон ограничения застройки (ЗОЗ) для комплексов технических средств радиовещания (РВ), радиосвязи (РС) и телевидения (ТВ) . Расчет осуществляется согласно СанПиН 2.1.8/ 2.2.4.1383—03 и СанПиН 2.1.8/2.2.4.2302-07, МУК 4.3.1167-02 и МУК 4.3.1677-03 и организацию проведения натурных измерений.

Размеры санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки должны быть обоснованы расчётами и подтверждены результатами натурных измерений. Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки является отсутствие превышения на её внешней границе и за её пределами предельно допустимых уровней воздействия.

Установление размера санитарно-защитной зоны и зоны ограничения в местах размещения передающих радиотехнических объектов проводится в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами по электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона и методикам расчёта интенсивности электромагнитного излучения радиочастот (СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03, СанПиН 2.2.4.1191-03, СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03).

В санитарно-защитной зоне и зоне ограничения застройки не допускается размещать:

  • жилую застройку и отдельные жилые здания;
  • зоны отдыха;
  • курорты;
  • территории садоводческих товариществ;
  • садово-огородные участки;
  • спортивные сооружения;
  • детские площадки;
  • образовательные и детские учреждения;
  • лечебно-профилактические учреждения.

На основании выполненных нами расчетов и проведенных натурных измерений фирма получает в органах Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологические заключения (форма Р1 и Р2) на размещение и эксплуатацию передающего радиотехнического объекта (ПРТО).

Выполненные расчеты позволяют оценить электромагнитную обстановку на стадиях проектирования, строительства или реконструкции излучающих объектов с точки зрения выполнения действующих нормативов ПДУ, оценить перспективу развития объектов, ресурс энергетического потенциала технических средств, оптимизировать размещение и характеристики направленности антенно-фидерных устройств. Расчетное прогнозирование, несмотря на сложность учета ряда реальных факторов размещения технических средств (рельефа местности, местных переотражающих предметов и конструкций), является более простым и обеспечивающим достаточную точность. При этом, расчетное прогнозирование позволяет более полно представить всю электромагнитную обстановку и может служить основанием для принятия решения и разработки предварительных мер защиты от воздействия электромагнитных полей на человека — размещение аппаратуры и антенн, использование радиопоглощающих и экранирующих материалов, разработка и внедрение "экологически чистых" антенн и т.п. (ГОСТ 12.1.006-84).

С 13 декабря 2015 года РЖД поменяла правила перевозки животных в вагонах с местами для сидения и в плацкартных вагонах.

Пассажиры смогут перевозить только некоторые виды животных: кошек, собак, морских свинок, кроликов, аквариумных рыбок, птиц, черепах и хомяков.

Порядок перевозки животных в поездах дальнего следования

По словам представителя РЖД, нововведение улучшит качество обслуживания пассажиров.

Теперь на проездном документе будет ставиться отметка о разрешении на провоз животных.

В поездах будет по одному вагону для сидения и по одному плацкартному вагону, где и будут перевозиться животные. К примеру, разрешена перевозка животных в сидячих вагонах категорий 2В и 3Ж. Согласно нормативам, одно животное может занять в вагоне не более 180 см места. Питомец должен находиться в корзине, ящике или клетке. Перевезти своего домашнего любимца можно только при наличии соответствующих ветеринарных документов.

Естественно, перевозка животных – платная. Исключением из правила являются собаки-поводыри – они могут находиться возле своего хозяина в вагоне любого типа. Единственное условие – на животное должны быть надеты намордник и ошейник.

Остальных пассажиров, которые тоже покупают билеты в этом вагоне, еще на кассе будут предупреждать о соседстве с животными. Если человек захочет ехать без животных – нет проблем, у него есть возможность приобрести проездной документ в любой другой вагон.

Какие еще существуют классы вагонов

Разберемся далее, какие еще есть классы вагонов и что вообще обозначают сокращения 2В, 3Ж, 3Э, 1С и т. д. Смысл этих обозначений состоит в том, чтобы показать человеку, в вагоне какого типа он будет ехать (люкс, купе, плацкарт) и на какой перечень услуг может рассчитывать за свои деньги.

Так, в поездах «Сапсан» есть такие типы вагонов:

  • 1Р – купе-переговорная, здесь есть переговорная с проектором, комфортабельные кожаные кресла и т. д.;
  • 1В – отдельные места в вагоне 1 класса;
  • 1С – бизнес-класс, включающий в себя кресла и столы, опоры для ног, электрические розетки, тут есть свежая пресса, горячее питание и многое другое;
  • 2С – это «сидячий» вагон, относящийся к эконом-классу: есть вешалки для одежды, места в разных частях вагона, специальные места для перевозки багажа;
  • 2В – вагоны относятся к классу «Экономический+». Возле каждого блока кресел здесь есть электрические розетки, в цену билета включается ланч-бокс, можно подключиться к интернету по Wi-Fi;
  • 2E – это места в вагоне-бистро. Купив билет, можно заказать блюда из меню на 2000 руб.

Все вагоны «Сапсан» оборудованы системами кондиционирования.

Поезда «Стриж»

Во всех вагонах есть кондиционеры и бесплатная питьевая вода. Также можно рассчитывать на видеомониторы и биотуалет. Каждый состав сопровождается охраной. В каждом вагоне (в купе или под креслами) располагаются розетки.

В поездах «Стриж»:

  • 1Е – вагон повышенного комфорта. Здесь есть электрические розетки, ТВ-приемник с возможностью выбора программ, сейф, свой санузел с умывальником, туалетом и душем. Купе продается полностью. Здесь можно перевозить животных.
  • 1Э – по своему комфорту ничем не отличается от 1Е. В этом вагоне можно приобрести 1 место в купе.
  • 1P – это сидячие вагоны, относящиеся к первому классу. За свои средства пассажиры получают комфортабельные кресла, питание, прессу и санитарно-гигиенический набор.
  • 2С – вагоны с сидячими местами, относящиеся ко второму классу.

Общие вагоны:

  • 3О – это общий вагон с теми же полками, как и в плацкартном вагоне. Отличие заключается в том, что на каждую нижнюю полку продается по 3 билета.
  • 3В – отличается от 3О тем, что не имеет номеров мест.

Сидячие вагоны

Сидячие вагоны имеют индивидуальные кресла. Различные вагоны категории С могут иметь различную степень комфортабельности.

В сидячих вагонах:

  • 1С, 2С и 3С – такую маркировку можно встретить в разных поездах, начиная с «Сапсанов» и заканчивая межобластными вагонами. Обычно в 1 и 2 классе есть кондиционер, а в 3 – нет.
  • 1Р – маркировка мест в купе в 2-этажном сидячем вагоне. В цену билета входит гигиенический набор, пресса и питание. При необходимости у проводника можно попросить плед.
  • 1В – такая маркировка означает вагон с индивидуальным размещением. Понятно, что такая схема предполагает выкуп всех мест.
  • 2Р – вагон с кондиционером и биотуалетом. В цену билета входят холодные закуски.
  • 2В, 3Ж – вагоны без дополнительных услуг, может не быть кондиционера. Здесь можно перевозить домашних питомцев.
  • 2Е – сидячий вагон, оснащенный системой кондиционирования. Биотуалета может и не быть.

Плацкартные вагоны

Плацкартные вагоны оснащены местами для лежания, в разных вагонах 52 или 54 полки.

В плацкартах:

  • 3Э – плацкарт, в котором есть и кондиционер, и биотуалет.
  • 3Т – система кондиционирования есть, но биотуалет может отсутствовать.
  • 3Д – вагон с кондиционером, но, возможно, без биотуалета. В этих вагонах можно перевозить животных.
  • ЗУ – перевозчик не гарантирует вам, что в вашем вагоне будет кондиционер.
  • ЗЛ – нет ни системы кондиционирования, ни биотуалета.

Купейные вагоны

Купейный вагон состоит из закрытых купе, в каждом из которых есть 4 полки.

Количество мест варьируется от 32 до 40. Купе маркируется как 1 класс. Покупая место в купе, Вы всегда платите за белье.

В купе:

  • 2Э – вагон с кондиционером и биотуалетом, пассажиры могут рассчитывать на санитарный набор, свежую прессу, питание. Здесь можно провозить домашних питомцев.
  • 2Б – точно такой же класс, как и 2Э, но не всегда есть биотуалет.
  • 2К – есть кондиционер и биотуалет, разрешается провозить четвероногих любимцев.
  • 2У – так же, как и 2К, но может не быть биотуалета.
  • 2Л – в цену билета включается исключительно белье.

Вагоны класса «Люкс»

«Люкс» – это вагоны, состоящие из 2-местных купе. СВ-вагон оснащен мягкими полками для лежания, количество мест – от 16 до 20. В цену проезда всегда входит белье, в вагонах имеются системы кондиционирования. Маркируется 1 классом.

В вагонах «Люкс»:

  • 1Б – бизнес-класс. В стоимость билета входит питание и напитки, гигиенический набор и свежая пресса. Допускается перевозить с собой в купе животных небольшого размера. Выкупать нужно все купе.
  • 1Э – практически ничем не отличается от 1Б. Но выкупить можно только 1 место, а не все купе сразу.
  • 1У – в стоимость билета включается только белье. Но уровень комфорта будет соответствовать уровню СВ. Здесь можно перевозить животных.
  • 1Л – вагон с кондиционером, но, возможно, без биотуалета. В цену билета включается белье, животных перевозить можно.

Мягкие вагоны

Как и СВ, мягкие вагоны маркируются 1 классом, но уровень комфорта тут будет повыше. Купе также рассчитаны на двух пассажиров, в одном вагоне может быть от 8 до 12 мест.

В мягких вагонах:

  • 1А – в таком вагоне есть салон-бар и 4 купе. В одном купе есть только 2 места: широкий диван и верхняя полка. Также имеется кресло, умывальник, биотуалет, душ. В цену билета входят питание и напитки согласно меню, а также свежая пресса. Выкупить можно все купе. Ехать в нем может 1 или 2 взрослых человека и ребенок возрастом до 10 лет. За ребенка платить не нужно. Допускается перевозка мелких домашних животных.
  • 1И – напоминает 1А, только без бара. Вместо бара в вагоне находится еще одно купе.
  • 1М – в этом вагоне находится не 4, а 6 купе.
  • 1Г – так маркируются поезда, осуществляющие международные рейсы. В одном вагоне может быть от 4 до 6 купе, в каждом купе могут ехать от 1 до 2 пассажиров. С одним взрослым могут путешествовать до 2-х детей возрастом до 12 лет, а с двумя взрослыми – один ребенок такого же возраста. Купе имеет широкий диван и стандартную полку. Пассажир может выкупить как все купе, так и 1 место.

Поезда дальнего следования только с виду одинаковые: уровень комфорта внутри весьма различен. В купе, плацкарте,
люксе есть предложения с разными услугами. Санузел, душ, кондиционер, санитарно-гигиенические наборы, пресса –
стоимость проезда зависит от объема сервиса, а также уровня комфорта.

Категории вагонов

  1. Люкс, или СВ. Девять двухместных купе оснащены дополнительным оборудованием – телевизором, душем,
    проигрывателем. Обе полки – нижние либо «нижняя + верхняя». Уровень комфорта – максимальный.

Вагоны СВ классифицируют как первый класс: в них есть 16-20 комфортабельных мест
для лежания и дополнительное оборудование

  1. Мягкий VIP , люкс . В этой категории есть вагоны с 4-6 купе. Пространства там в 1,5-2
    раза больше, чем в обычном. Нижний диван трансформируется в полуторную кровать шириной 120 см. Ширина верхней
    полки – 90 см. Обязательное оснащение – кресло, откидной столик, индивидуальный санузел с умывальником, душем и
    вакуумным туалетом.

Мягкие вагоны VIP оснащены индивидуальными санузлами в каждом купе, душем или
душевой кабиной

  1. Купейный . В четырехместном отсеке с дверью расположены две верхние и две нижние спальные полки. В купе
    есть раскладной стол, специальные лампы для чтения, потолочный плафон, зеркало. Девятое купе (места 33-36)
    располагается возле туалета. В определенные периоды покупка билетов на позволяет сэкономить до 50 %.

Среди купейных есть как кондиционируемые вагоны повышенной комфортности, так и
максимально простые

  1. Плацкартный . В отличие от купейного, отсутствует дверь, а напротив располагаются еще две боковые полки
    с раскладным столом. В вагоне 54 места: возле туалета – с номерами от 33-го до 38-го.

  1. Общий . По конструкции это обычный плацкарт, однако верхние полки не используют: трое пассажиров
    располагаются на нижней сидя. Наименее востребованы места возле туалета – от 49-го до 57-го.

В новых поездах общие вагоны делают более комфортными
для сидения

  1. Сидячий . Оборудован специальными кресельными местами для сидения – жесткими, как в электричке, или
    мягкими, как в самолете. Оптимален для передвижения на небольшие расстояния.

РЖД заботится об удобстве пассажиров, поэтому с недавнего времени на железной дороге действует услуга разграничения
мужских и женских купе. Стоимость билетов остается прежней, несмотря на то, что в определенные купе проездные
документы продают лицам только одного пола. Комфортно и безопасно!

Основные классы обслуживания

Класс обслуживания Уровень удобств Услуги Тип вагона Дополнительная информация Перевозка животных
1А, 1М, 1И Душ, умывальник,биотуалет, кондиционер в купе Мягкий VIP 1А – 4 купе и бар, 1И – 5 купе, 1М – 6 купе. Обязателен выкуп всего купе Да
Кондиционер и биотуалет в вагоне Питание, пресса, санитарно-гигиенический набор, белье СВ, бизнес-класс Разрешено покупать только целое купе Да
В вагоне кондиционер Белье, без дополнительных услуг СВ В вагоне 10-20 мест Да
Умывальник, душ, биотуалет в купе. В вагоне кондиционер Питание, пресса, санитарно-гигиенический набор, белье, телевизор с возможностью выбора фильмов СВ Обязателен выкуп всех мест одним или двумя пассажирами Да
Без услуг Купейный В вагоне 32-36 мест Да
В вагоне кондиционер, биотуалет Питание, санитарно-гигиенический набор*, пресса*, белье (* кроме двухэтажных вагонов) Купейный В вагоне 32-36 мест Да
В вагоне кондиционер, биотуалет Без услуг Плацкартный В вагоне 52-54 места Нет
3Д, 3У Без услуг Плацкартный В вагоне 52-54 места Да
Кондиционер, биотуалет могут отсутствовать Без услуг Общий С указанием мест для сидения Да
Кондиционер, биотуалет могут отсутствовать Без услуг Общий Без указания мест для сидения Нет
3С, 3Ж, 2Е, 2В, 2С, 2Р 2С, 2Р – кондиционер, биотуалет в вагоне, 2В, 2Е – кондиционер, 3Ж, 3С – кондиционер и биотуалет могут
отсутствовать
Без услуг, кроме 2Р (санитарно-гигиенический набор) Сидячий С местами стандартной компоновки 2В, 3Ж – да
1Р, 1В В вагоне кондиционер, биотуалет Питание, санитарно-гигиенический набор, плед Сидячий С местами улучшенной компоновки 1В – да

Информация о категории расположена в первой строке ж/д билета вместе с номером вагона. Узнать класс обслуживания можно из второй – он указан сразу после кодов станций отправления и прибытия. Определяйтесь с желаемыми
платными сервисными услугами в
поезде и заказывайте билеты именно на тот, путешествовать в котором вам будет удобно и спокойно!

Краткое описание типов вагонов

характеристики Купейный Плацкартный Сидячий Люкс (СВ) Мягкий
купе в вагоне 9 (16) 54 места 40-68 (60-102) мест 9 (16) 4-6
мест в купе 4 2 2
санузел 2 (3) туалета в вагоне 2 туалета в вагоне 2 туалета в вагоне 2 (3) туалета в вагоне туалет и душ в купе
кондиционер общий общий общий общий в купе

Характеристики в скобках относятся к двухэтажным вагонам.

В каких вагонах разрешена перевозка животных?

Перевозка животных в поезде связана с соблюдением множества условий: нужны справки, мелкое животное разрешено перевозить только в клетке, для крупной собаки придется выкупать все купе. Подробнее о перевозке животных:

Купейный вагон

В таком вагоне обычно 32 или 36 мест. В купе нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В одноэтажном вагоне на верхней полке в купе можно свободно сидеть, в двухэтажном же неудобно, так как низкий потолок. Для багажа предусмотрена ниша под потолком (есть только в одноэтажном вагоне).

обозначение комфорт бесплатные услуги перевозка животных
2 Э кондиционер
биотуалет
питание и напитки

постельное белье
да
2 Т кондиционер
биотуалет
питание и напитки

пресса (кроме двухэтажных вагонов)
постельное белье
нет
2 Б кондиционер
может не быть биотуалета
питание и напитки
набор путешественника
пресса
постельное белье
да
2 К кондиционер
биотуалет
постельное белье да
2 У кондиционер
может не быть биотуалета
постельное белье да
2 Ф кондиционер
биотуалет
набор путешественника (кроме двухэтажных вагонов)
пресса (кроме двухэтажных вагонов)
постельное белье
да
2 Х кондиционер
биотуалет
набор путешественника (кроме двухэтажных вагонов)
пресса (кроме двухэтажных вагонов)
постельное белье
нет
2 Ц кондиционер
биотуалет
набор путешественника (кроме двухэтажных вагонов)
пресса (кроме двухэтажных вагонов)
постельное белье
да
2 Н может не быть кондиционера
биотуалет
постельное белье
да
2 Л постельное белье да
2 Д (турист)
вагон идет за рубеж
может не быть кондиционера и биотуалета постельное белье нет

Плацкартный вагон

В вагоне 9 купе по 6 спальных мест: два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными. Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по четыре. Места с 33 по 38 находятся около туалета, на них может быть некомфортно. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки. Из-за наличия третьей полки на верхнем месте в плацкарте сидеть неудобно.

обозначение комфорт бесплатные услуги перевозка животных
3 Э кондиционер
биотуалет
нет
3 Т кондиционер
может не быть биотуалета
нет
3 Д кондиционер
может не быть биотуалета
да
3 У может не быть кондиционера и биотуалета да
3 Л может не быть кондиционера и биотуалета нет
3 П (для перевозки организованных групп детей на базе купейного вагона) кондиционер
биотуалет
нет

Вагон с сидячими местами

Первый класс. Здесь довольно просторно — обычно стоят три ряда сидений. Всего в таком вагоне до 48 мест. Каждое кресло раскладывается в положение «полулежа». Под потолком в проходе часто установлен жк-телевизор. В вагоне есть кондиционер.

обозначение комфорт бесплатные услуги перевозка животных
1 Р кондиционер
биотуалет
холодные закуски и напитки
набор путешественника
плед
нет
1 Р (двухэтажные поезда) кондиционер
биотуалет
холодные закуски и напитки
набор путешественника
пресса
плед
нет
1 Ж кондиционер
биотуалет
холодные закуски и напитки
набор путешественника
пресса
плед
да

Второй и третий класс. До 68 мест в вагоне — до четырех рядов кресел, меньше места для ног. Может быть небольшой откидной столик на спинке переднего сиденья. Кондиционер не гарантируется.

обозначение комфорт бесплатные услуги перевозка животных
2 Р кондиционер
биотуалет
набор путешественника нет
2 С кондиционер
биотуалет
нет
2 Ж кондиционер
биотуалет
да
2 В кондиционер
может не быть биотуалета
да
2 Е кондиционер
может не быть биотуалета
нет
3 Ж может не быть кондиционера и биотуалета да
3 С может не быть кондиционера и биотуалета нет

Вагон с сидячими местами (электропоезда)

К таким поездам относятся «Ласточки» и некоторые экспресс-электрички. Первый класс комфортнее остальных — меньше мест в вагоне, больше расстояние между рядами.

обозначение комфорт бесплатные услуги перевозка животных
1 С кондиционер
биотуалет
нет
2 С кондиционер
биотуалет
нет
2 Ж кондиционер
биотуалет
да
2 В кондиционер
может не быть биотуалета
да
2 М может не быть кондиционера и биотуалета нет
3 Ж может не быть кондиционера и биотуалета да
3 С может не быть кондиционера и биотуалета нет

Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе)

Старое обозначение вагона люкс — СВ, что значит «спальный вагон». В нем 8-10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Иногда бывают люксы с вертикальным расположением мест. Каждая полка напоминает мягкий диван — есть удобная спинка для сидения. По уровню обслуживания люкс лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор.

РИЦ — вагоны международного сообщения. Обычно они немного лучше, чем курсирующие по стране, так как за рубеж ходят новые вагоны.

обозначение пояснение комфорт бесплатные услуги перевозка животных
1 Б когда 2 места выкуплены одним пассажиром кондиционер
биотуалет
питание и напитки
набор путешественника
пресса
улучшенное постельное белье
да
1 Э
1 У кондиционер
биотуалет
постельное белье да
1 Т кондиционер
биотуалет
питание и напитки
набор путешественника
пресса
постельное белье
нет
1 Л кондиционер
может не быть биотуалета
постельное белье да
1 Д (турист) вагон идет за рубеж кондиционер
может не быть биотуалета
постельное белье нет
1 Х кондиционер
биотуалет
постельное белье нет
1 Ф кондиционер
биотуалет
постельное белье да

Мягкий

Мягкий вагон напоминает номер в отеле. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это мягкий диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Верхнее место шириной 90 см. В купе также есть столик и кресло, могут быть телевизор и мини-бар. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце.

Общий вагон

Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке. Боковые полки также используются как сидячие места.

«Сапсан»

Этот популярный высокоскоростной поезд курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. На отдельных участках он разгоняется до 250 км/ч и проходит свой маршрут за 4 часа, на что обычному поезду нужно около 8 часов. Сапсан также отличается повышенным уровнем комфорта. Во всех вагонах «Сапсана» есть кондиционер и биотуалеты.

обозначение пояснение комфорт бесплатные услуги перевозка животных
1 Р купе-переговорная купе на 4 сидячих места
есть стол
два телевизора
мини-бар
горячее питание и напитки
набор путешественника
пресса
Wi-Fi
да
1 В первый класс кожаные кресла с пультом регулировки положения спинки
розетка и лампа для чтения у каждого кресла
индивидуальная система развлечений
1 С бизнес-класс кожаные кресла
розетки между креслами
видеотрансляция для всех пассажиров
2 В эконом-плюс кресла с регулируемой спинкой и увеличенным пространством для ног
розетки между креслами
набор питания нет
2 С эконом-класс кресла с регулируемой спинкой и подставкой для ног да (только вагон № 3 и № 13)
2 Е вагон-бистро 10 приоконных столов на 4 места каждый
бар
напитки и питание из меню на 2000 рублей нет

«Стриж»

Это высокоскоростной поезд, адаптированная для России версия испанского Talgo 250. Курсирует между Москвой и Нижним Новгородом. Вагоны отличаются повышенным уровнем комфорта.

17 декабря 2016 года в первый рейс отправился «Стриж» Москва — Берлин. В нем, кроме сидячих вагонов 1-го класса и мягких, есть купейные вагоны.

обозначение пояснение комфорт бесплатные услуги перевозка животных
1 Р сидячий, 1 класс, 20 мест кондиционер
биотуалет
холодные закуски и напитки
набор путешественника
нет
2 С сидячий, 2 класс, 36 мест кондиционер
биотуалет
нет
1 Э мягкий — 2 спальных места одно над другим кондиционер в вагоне
биотуалет, душ и умывальник в купе
сейф, розетки в купе
горячее питание и напитки
2 набора путешественника
пресса
улучшенное постельное белье
да
1 Е мягкий — 2 спальных места одно над другим
(с обязательным выкупом всех мест в купе 1 или 2 пассажирами)

Вагоны перевозчика «ТКС»

«ТКС» (ЗАО «ТрансКлассСервис») — самый крупный частный перевозчик. У него нет собственных составов, по договору с ОАО «РЖД» он добавляет вагоны к фирменным поездам АО «ФПК». Сегодня более ста сорока вагонов компании курсируют из Москвы по шестнадцати направлениям. Это купейные вагоны, люкс (СВ) и несколько плацкартных. У ЗАО «ТКС» только новые вагоны и он предлагает много приятных мелочей, которые отсутствуют у государственного перевозчика.

обозначение пояснение комфорт бесплатные услуги перевозка животных
1 Б
«Бизнес ТК»
вагон люкс,
2-местные купе
кондиционер
биотуалет
в купе есть два телевизора, сейфы, розетки
горячее питание и напитки (завтрак и ужин)
пресса

постельное белье
да
2 У
«Комфорт»
купейный вагон,
4-местные купе
кондиционер
биотуалет
в купе есть телевизор, розетки,
могут быть сейфы
питание (завтрак или ужин)
пресса
набор путешественника и тапочки
постельное белье
да
2 Л пресса
набор путешественника и тапочки
постельное белье
да
3 У плацкартный вагон кондиционер
биотуалет
набор путешественника
постельное белье
нет

Вагоны перевозчика «Гранд Экспресс»

ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс» была образована в 2002 году и стала первой в России частной транспортной компанией, получившей лицензию на право перевозки пассажиров железнодорожным транспортом. Ей принадлежит поезд «Гранд экспресс», ежедневно курсирующий на направлении Москва — Санкт-Петербург. Перевозчиком он позиционируется как «отель на колесах».

обозначение пояснение комфорт бесплатные услуги перевозка животных

«Купейный дополнительный»
купейный вагон,
4-местные купе
кондиционер, биотуалет
постельное белье и полотенце да

«Эконом»
купейный вагон,
4-местные купе
кондиционер, биотуалет, в купе телевизор, розетки 220В для каждого пассажира, кнопка вызова проводника горячий завтрак, десерт, минеральная вода, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье и полотенце, пресса, Wi-Fi
да

«1 класс Стандарт»
вагон СВ, 2-местные купе кондиционер, биотуалет, в купе телевизор, шкаф для одежды, розетки 220В для каждого пассажира, кнопка вызова проводника, электронный замок
горячий завтрак, десерт, минеральная вода, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье и комплект полотенец, пресса, Wi-Fi
да

«1 класс Бизнес»
вагон СВ, 2-местные купе
кондиционер, биотуалет, в купе телевизор, сейф, шкаф для одежды, розетки 220В для каждого пассажира, кнопка вызова проводника, электронный замок

да

«Премиум Сингл»
вагон СВ, одноместное размещение
горячий завтрак, десерт, минеральная вода, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье и комплект полотенец, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия
да

«Премиум»
вагон СВ, 2-местные купе (купе покупается целиком) кондиционер, биотуалет, в купе раковина, телевизор, сейф, шкаф для одежды, розетки 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 100 см в разобранном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается)
горячий завтрак, десерт, минеральная вода, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье и комплект полотенец, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия
да

«Гранд Сингл»
вагон Люкс, одноместное размещение, купе занимает площадь 1,5 обычных

да

«Гранд»
вагон Люкс, 2-местные купе (купе покупается целиком), купе занимает площадь 1,5 обычных
в купе: TV, DVD, ванная комната (душ, раковина, туалет), индивидуальный кондиционер, сейф, фен, розетка 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 110 см в разложенном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается)
горячий завтрак, фруктовая тарелка, шоколад, минеральная вода, свежевыжатый сок, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье, комплект полотенец и махровый халат, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия а/м бизнес-класса
да

«Гранд де Люкс»

в купе: TV, DVD, ванная комната (душевая кабина, раковина, туалет), индивидуальный кондиционер, сейф, фен, розетка 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 110 см в разложенном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается)
горячий завтрак, фруктовая тарелка, шоколад, минеральная вода, свежевыжатый сок, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье, комплект полотенец и махровый халат, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия а/м бизнес-класса
да

«Гранд Империал»
вагон Люкс, 2-местные купе (купе покупается целиком), купе занимает площадь 2-х обычных
в купе: 2 TV, беспроводные наушники, DVD, ванная комната (душевая кабина, раковина, туалет), индивидуальный кондиционер, сейф, фен, розетка 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 110 см в разложенном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается), VIP-бар в вагоне
ужин, горячий завтрак, фруктовая тарелка "Гранд Империал", шоколад, минеральная вода, свежевыжатый сок, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье, комплект полотенец и махровый халат, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия а/м бизнес-класса
да

Вагоны перевозчика «Тверской экспресс»

ООО «Тверской экспресс» — частная пассажирская компания, основанная в 2003 году. Ей принадлежит поезд «Мегаполис» — он следует между Санкт-Петербургом и Москвой и по пути делает остановку в Твери. По уровню комфорта «Мегаполис» сравним с фирменными поездами «ФПК». Все вагоны поезда новые, а интерьеры оформлены в оранжевых и синих цветах.

обозначение пояснение комфорт бесплатные услуги перевозка животных
1 Г СВ с услугами премиум-класса,
вагон включает салон-гостиную, кухню и три 1-местных купе
в купе: большая кровать, спутниковое ТВ и DVD, индивидуальный климат-контроль, свой санузел с подогревом пола, душевой кабиной и раковиной.
В салоне-гостиной: итальянская мебель, домашний кинотеатр,спутниковое ТВ, климат-контроль, караоке (при выкупе всех мест в вагоне)
приветственный стол (фруктовая и сырная тарелки, шампанское), вода, чай, кофе без ограничений, дорожный набор, пресса, питание из меню вагона-ресторана на сумму 1500 руб., постельное белье премиум-класса, тапочки
халат, банные принадлежности, косметические средства премиум-класса, Wi-Fi
нет
1 Б СВ с услугами бизнес-класса,
2-местные купе
биотуалет набор питания, горячий завтрак, чай-кофе, санитарно-гигиенический набор путешественника, тапочки, пресса, постельное белье, Wi-Fi,обслуживание в зале ожидания повышенной комфортности на Ленинградском и Московском вокзалах нет
1 Л СВ с услугами питания,
2-местные купе
биотуалет горячий завтрак, постельное белье, Wi-Fi нет
1 У СВ без услуг,
2-местные купе
биотуалет постельное белье, Wi-Fi нет
2 Э Купейный с услугами экономического класса,
4-местные купе
биотуалет набор питания, столовый набор, санитарно-гигиенический набор путешественника, постельное белье, Wi-Fi нет
2 Т Купейный с услугами питания,
4-местные купе
биотуалет горячее питание, холодные закуски и напитки на выбор по меню вагона-ресторана на общую сумму 1000 руб., постельное белье, Wi-Fi, обслуживание в зале ожидания повышенной комфортности на Ленинградском и Московском вокзалах нет
2 Л Купейный без услуг,
4-местные купе
биотуалет,
кондиционер
постельное белье, Wi-Fi нет
2 К Купейный-Стандарт,
4-местные купе
биотуалет постельное белье, Wi-Fi нет
2 У Купейный-Универсал,
4-местные купе
биотуалет постельное белье, Wi-Fi нет

Еду поездом Белгород-Москва. Отправление в 16.00. Вагон У1, что означает сервисные услуги. Класс обслуживания 1Р. Стоимость билета — 1291.20 руб. В соседних вагонах для сидения — 809 руб.

Кресла такие же, туалеты такие же — визуальной разницы в моём повышенном классе обслуживания нет. Но как только поезд тронулся, проводница начала разносить фирменные пакетики, на которых кроме фото барышни в кокошнике была напечатана надпись «приятного аппетита». Откладываю пакет в сторону — есть ещё совсем не хочется. А проводница продолжает толкать вперёд коробку с провизией, перемещая её, то волоча руками, то слегка, но всё же пиная ногой… Ни тележки, ни хотя бы подноса у неё нет… Не красиво как-то…

Следующее угощение — оладьи и клубничный джем. С них и начинаю свои перекусы чуть позже. Успела прочитать этикетку: дата изготовления — 30.10, срок годности — 3 месяца. Значит, размороженные. Я понимаю, что в поездах и самолётах «ресторан» и «питание» — понятия условные, но зачем предлагать оладьи? Это блюдо даже когда остынет, уже не то, так что ждать «вау» от замороженных-размороженных — не разумно. Я и не ждала. Есть можно, но очень чувствовалось масло. После такого хочется апельсин, чтобы нейтрализовать не самое приятное послевкусие.

Дошли руки и до пакетика. Интересно, что там? Немного, если считать, что самое время ужинать. Кекс, мюсли, конфета «холодок оригинальный» и вода с соком (мне достался без трубочки, когда-то она там точно была, но не дожила). Всё с нормальным сроком годности и неплохо к чаю для перекуса. Чай, кстати, платный.

А для чего же всё-таки нож и вилка в наборе?..

Есть мне не хочется. Поздний сытный обед и мелкие сладости от РЖД не дают разгуляться аппетиту, но если вы — мужчина и любите мясо, то вряд не захотите есть. Так что только из-за еды нет смысла брать билет в вагон У1 класса обслуживания 1Р. На разницу в стоимости уж лучше что-нибудь заказать в вагоне-ресторане (в районе пятисот рублей там есть блюда). Если ты не голоден и хорошо пообедал, все эти пакетики и контейнеры с едой-милое развлечение, рассчитывать же на них как на полноценный ужин не стоит.

Но есть другие плюсы! Людей в вагоне — меньше, спокойнее, тише, правда, это зависит всегда от контингента, который подбирается случайным образом. Мне повезло.

И ехала лицом по направлению движения. Наконец, я обратила внимание и запомнила, какие надо бронировать места, чтобы не сидеть спиной — с 37-38 и дальше, то есть вторая половина вагона. Правда, 37-е и 38-е — через стеклянную перегородку с теми, кто едет спиной. Если не хочется всматриваться в лица других пассажиров, лучше взять места ещё дальше. Остаётся пожелать прочитать вам мой отзыв про обычные сидячие вагоны, а ещё желаю вам путешествовать больше и всегда в удовольствие!

Стоимость чая — 30 рублей

Сахар — 3 рубля за пакетик

Время поездки - ноябрь 2015 год

Группа Хаус-ТВ ВКОНТАКТЕ