Башни Петронас вполне заслужено стали символом Малайзии и главной достопримечательностью Куала Лумпура. От их блестящих граней тяжело оторвать взгляд. В любое время суток башни Петронас прекрасны, но особенно незабываемое зрелище - ночью. Невероятно яркие, они возвышаются над другими зданиями Куала Лумпура и вместе с телебашней Менара являются удобным ориентиром во время прогулок по городу.


Башни-близнецы Петронас

2 | Билеты на башни Петронас:

На главную достопримечательность Куала Лумпура, башни Петронас, можно подняться - посмотреть на Куала Лумпур со смотровой площадки (86 этаж) и прогуляться по мосту между башнями (41 этаж). Но о билетах нужно задуматься заранее, так как спрос превышается предложение (количество билетов ограничено 1000 шт в сутки) и они разлетаются как горячие пирожки. Обратите внимание, что билеты покупаются на определённую дату и время (опаздывать нельзя - билеты сгорят).

Купить билеты на башни-близнецы Петронас можно:

  1. самый ненадёжный варианты - в кассах на самом нижнем этаже ("concourse" level) башен Петронас, предварительно простояв в очереди;
  2. на официальном сайте башен Петронас - www.petronastwintowers.com.my;
  3. самый удобный вариант - купить билеты в комплекте с трансфером из отеля в Куала Лумпуре к башням Петронас:
    • билет привозит водитель такси к вам в отель и по прибытию в башни Петронас уже не нужно стоять в очереди в кассу,
    • вы сами выбираете удобное вам время посещения Петронасов (доступно два варианта временного интервала: если первый будет недоступен, то компания купит для вас билеты во втором выбранном вами интервале),
    • сайт англоязычный (русского языка нет), хотя это не является проблемой - всю информацию легко перевести в браузере Google Chrome.

Хотите остановится в отеле с видом на башни Петронас? Для вас - 7 лучших отелей в центре Куала Лумпура (KLCC) .

Стоимость билетов на башни Петронас:

  • дети до 3 лет - бесплатно,
  • дети с 3 до 12 лет - 35 малайзийских ринггитов,
  • взрослые и дети старше 12 лет - 85 малайзийских ринггитов.

Башни - близнецы закрыты по понедельникам и во время пятничной молитвы (с 13:00 до 14:30).

3 | Как добраться до башен - близнецов Петронас:

  • станция метро KLCC (красная ветка LRT - Kelana Jaya Line),
  • автобусная остановка KLCC Jalan Ampang (автобусы 402, 300, 302, U22, U26 и зелёный маршрут бесплатного автобуса GoKLCityBus),
  • такси (по-английски "Petronas Towers" звучит как "Петронас Таверс").
Сохраните статью на память в Pinterest
  • торговый комплекс Suria KLCC у подножия башен Петронас - богатый выбор магазинов, ресторанов и кафе (есть недорогой фудкорт),
  • в океанариуме Aquaria KLCC

Башни-близнецы Петронас в Куала-Лумпуре () это, пожалуй, такой же символ Малайзии, как Московский кремль и Красная площадь России. Изначально мы планировали посвятить знаменитым близнецам всего пару часов, но как-то незаметно для себя провели там весь день. Так чем же мы там занимались?!

Во-первых, любовались на знаменитые башни. Мы уже не раз писали, что нам нравится находить что-то самое-самое, вот Петронасы как раз из этой серии.

Сами посудите: высота 451,9 метров . Девятое по высоте здание в Азии, а до 2003 года так вообще самое высокое. До прошлого года было 8-е, но очередной китайский небоскреб потеснил позиции Петронасов. Кстати, в Китае самое большое количество – 43 здания высотой более 300 метров . Десятые по высоте здание в мире. Самые высокие башни близнецы в мире на сегодняшний день. Внушительный такой список «крутости».

Рядом с башнями разбит небольшой уютный парк с искусственным озером , детскими площадками, бассейнами, беговыми дорожками и отмеченными точками, с которых открывается наиболее интересный вид на Петронасы.

Близнецы в районе 41-42-го этажей соединены мостом SkyBridge , на который, при желании, можно подняться. Входной билет стоит 85 ринггит (примерно 1360 рублей). Часы работы с 9:00 до 21:00 ежедневно, кроме понедельника. По пятницам мост закрывают с 13:00 до 14:30 из-за намаза (Малайзия мусульманская страна).

Билеты в кассе начинают продавать с 8:30 , но их можно и удобнее заранее купить на сайте www.petronastwintowers.com.my . Но даже с online билетами попасть на SkyBridge будет весьма проблематично – очередь гигантская, хоть и прекрасно организованная.

Мы подумали, что совершенно не горим желанием тратить на это время решили посвятить его огромнейшему торговому центру в Петронасах . Это один из самых крутых торговых центров в Куала Лумпуре. А после почти года проведенного в индийских и непальских городо-деревнях, он производит просто ошеломляющее впечатление. Фудкорты, рестораны, магазины, научно-развлекательный комплекс – нас затянуло ☺.

Несмотря на всю пафосность , большинство магазинов оказалось более чем доступно. А цены в некоторых из них ниже, чем в России или Таиланде. Шооопинг! ☺

Удивительно насколько сильно отличается впечатление, которое производят башни при дневном и вечернем свете. Днем они кажутся просто высокими, а ночью – монументальными и величественными.

Посмотреть башни Петронас при вечернем освещении – must do в Куала-Лумпуре.

А кроме этого, вечером можно наблюдать довольно красочное, но короткое светомузыкальное шоу фонтанов. Начинается оно в районе 20:00 , но более точной информации нет, как достаточно стемнеет – так и начинается ☺.

Многие местные приходят к фонтанам с едой и устраивают импровизированные пикники под аккомпанемент романтических мелодий фонтана.

Ну и на последок немного дополнительной информации о том как ехать и чем еще можно заняться в районе Петроносов.

Как добраться до башен-близнецов Петронас: садитесь на метро и едете до станции KLCC автоматической линии Kelana Jaya . Так же можно доехать до станции Ruja Chulan линии монорельса, далее по крытым галлереям порядка 700 метров и вы на месте. Подробнее про транспорт в Куала-Лумпуре .

Чем еще заняться в районе KLCC:

1. Посетить один из самых крутых океанариумов Aquaria KLCC , если не во всем мире, то в Азии точно.

  • Цена билета для взрослого: 64 ринггит (около 1025 рублей);
  • Режим работы: с 10:00 до 20:00 , последних посетителей запускают в 19:00 ;
  • Сайт: aquariaklcc.com

2. Вечером, когда наскучат Петронасы прогуляться к улочке Jalan P. Ramlee и хорошенько там потусить в местных барах и клубах, ведь Кула-Лумпур – это город, который никогда не спит ☺.

July 8th, 2013

В первый же день после ночного приезда мы решили посетить Петронасы и Менару . Первым делом потопали к Петронасам, из Chinetown’а у нас эта прогулка заняла приблизительно минут 30-45 спокойным шагом , шли мы по Bukit Bintang’у , пользуясь картой КЛ, которую взяли в каком-то отеле, у девушки, предлагающей экскурсии. Пришли туда часов в 11 утра, а нам сказали, что билетов уже нет и, если хотите туда попасть, нужно их купить заранее. И не факт ещё, что будут на следующий день. Благо, мы пошли в самый первый день, а то бы на Петронасы так и не попали. Так что, если соберетесь, учтите этот факт.

Итак, билеты стоят 10 ринггит (примерно 100 бат) – только на Sky Bridge , 40 ринггит (около 400 бат) – на Sky Bridge и Observation Deck , 200 ринггит – на Sky Bridge, Observation Deck и ланч, 350 ринггит – на Sky Bridge, Observation Deck и Set Chinese-Japanese-Western Dinner (то есть, ужин на выбор). Мы купили билеты за 40 ринггит.

Посещение назначается только на определенное время , конечно сначала они поинтересуются, удобно ли вам. Сама процедура посещения моста на Петронасах (Sky Bridge) и смотровой площадки (Observation deck) длится всего 30 минут : 10 минут на мост и 20 минут на обзорную площадку.

Это не очень радует: не успеваешь все разглядеть, поприсматриваться, повозиться с камерой, повыбирать ракурсы, потому что приходится торопиться, точнее не вам самим приходиться спешить, а вас поторапливает организатор. Кстати, время так ограничено из-за того, что должна прийти следующая группа туристов. Но несмотря на то, что в их брошюре указано, что работают они с 9 до 19, билеты начинают продавать с 8.30 и заходы осуществляются всего несколько раз в день (около 3). Понедельник – выходной .

1. Петронас – это 88-этажный небоскрёб.

2. Его высота – 451,9 метров .

3. В плане комплекс представляет собой две восьмиконечные звезды , но архитектор добавил полукруглые выступы для устойчивости.

4. Для строительства отводилось 6 лет (1992-1998 гг.).

6. Башни возводились двумя разными компаниями для создания конкуренции и повышения производительности.

7. Сваи вбиты на глубину более чем 100 метров – самый большой бетонный фундамент в мире .

8. Площадь всех помещений здания – 213 750 квадратных метров, как площадь 48 футбольных полей .

9. В башне наличествует 765 лестничных проемов .

10. Парковка у башен составляет 5 400 мест.

11. Сами башни занимают в городе 40 гектаров .

12. С 1998 по 2004 годы они считались самыми высокими зданиями на земле .

13. Основной заказчик – государственная нефтяная корпорация «Петронас».

14. Стоимость строительства – 2 млрд ринггитов (800 млн долларов).

15. Крытый переход в виде моста обеспечивает противопожарную безопасность здания.

16. Мытьё 16 000 окон одной башни занимает месяц .

17. В башнях работают 10 000 человек.

18. Каждая башня весит 300 тонн.

19. Вход на Воздушный мост стал платным с 1 октября 2010 года, до этого времени на смотровую площадку и вовсе не пускали.

20. В каждой башне функционируют по 29 скоростных пассажирских лифтов и по 10 эскалаторов.

В фильме «Западня» с участием Шона Коннери и Кэтрин Зета-Джонс воры совершают компьютерную кражу восьми миллиардов долларов из крупнейшего банка в Петронасе накануне Нового 2000-го года, а затем пытаются скрыться, перебираясь с одной башни на другую по подвешенной на мосту праздничной иллюминации.

В фильме «Код Апокалипсиса» с Анастасией Заворотнюк, чемпионка России (дублёрша героини Заворотнюк) по скайдайвингу совершает прыжок с моста башни между 41 и 42 этажом (высота: 170 метров).

В документальном сериале «Жизнь после людей» башни упоминаются дважды: через 75 лет (галерея между небоскрёбами обваливается вниз) и через 500 лет (одна башня обрушивается и задевает другую, приводя весь комплекс к разрушению).

Итак, мы приобрели билеты и должны были прийти в Петронасы через день, к 17.00 вечера. И мы пришли, даже не опоздали. Внутри Петронасы полностью выполнены в том стиле, в котором выглядят и снаружи. Все стекло-камне-металлическое, кругом эскалаторы, лестницы, поручни, все горит-блестит-светится.

Некоторое время мы ждали, пока выйдет предыдущая группа и нас запустят. Наше ожидание проходило в небольшом помещении, можно сказать, музейчике, посвященном Петронасам. По крайней мере, не скучно. Фотографировать нам не удавалось, так как там очень темно, зато кое-что получилось снять на камеру. В помещении есть экраны с фотографиями зданий, рассказами о том, как их строили, демонстрация строительных конструкций в миниатюре, есть такой как-бы аттракцион: проверь во сколько раз Петронасы выше тебя, мне понравился уголок с головоломками, где есть несколько заданий, которые нужно самостоятельно выполнить, долго мы стояли над пустым кубом (с открытой верхней стенкой), в который нужно вместить несколько квадратный объемных фигур так, чтобы ни одна не вылазила за пределы этих стенок куба, но, в конце концов, у нас получилось. Чтобы иметь представление о том, что это за музей, те, кому интересно, могут посмотреть видео:


Небоскребы Соединенных Штатов Америки долго удерживали за собой статус самых высоких зданий в мире. Но стройка 1998 года в столице Малайзии положила конец этим сложившимся традициям – самыми высокими на тот момент стали башни Петронас Тауэрс в Куала-Лумпуре.

История строительства башен Петронас в цифрах

Активное возведение небоскребов в Юго-Восточной Азии началось еще в конце 80х годов XX веке. В 1992 году для нефтяной компании Малайзии «Петронас» закладывается 88-этажные башни-близнецы. Проект этого строения из стекла, бетона и стали создавали Ранхилл Берсекуту и Торнтон Томасетти. В ходе изучения местности выяснилось, что под башнями располагается разный грунт, что вызвало бы просадку одной из башен. Поэтому было решено передвинуть их на 60 метров и забить сваи на 100 метров, сделавшие его самым большим в мире фундаментом.

Построенный небоскреб Петронас отражал бурный рост страны, выросшей на нефти. Его возведение обошлось в 800 миллионов долларов. Две башни-близнецы имеют высоту чуть более 450 метров (451,9). В плане строение имеет символ ислама восьмиугольную звезду. Этому способствовало участие премьер-министра Малайзии, желающего построить здание в стиле ислама. Оба строения соединяются воздушным мостом на уровне 42 этажа. Мост обеспечивает не только противопожарную безопасность, но также влияет на общую надежность здания, спроектированную и без того на высоком уровне.

Воздушный мост

Огромное количество стали ушло на постройку Петронас Тауэр – 36 910 тонн. В силу использования материалов только из Малайзии, пришлось попытаться заменить сталь новым эластичным бетоном, который успешно производился здесь для новой высотки. Здание имеет подземную парковку на 4500 автомобилей. Постройка оборудована скоростными лифтами, так для того, чтобы добраться до самого верхнего этажа потребуется всего 90 секунд. Для лифта в силу ограниченности пространства была использована интересная схема – сами лифты являются двухэтажными, соответственно, один из них останавливается только на четных этажах, а другой на нечетных.

Вид со смотровой площадки

Здание помимо офисных площадей содержит магазины, музей нефти, конференц-зал и даже мечеть. А на 86 этаже расположена смотровая площадка. Удивительный вид создают окна – их здесь 32 000 штук. Для их полной чистки требуется около месяца непрерывной работы.

Петронас Тауэрс в спорах за высотное первенство

После постройки этот небоскреб сразу же занял строчку самого высокого здания в мире, но на самом деле, на этом вопросе возникло множество вопросов. Главный конкурент Уиллис Тауэр проигрывал близнецам из Малайзии всего 9 метров по абсолютной высоте архитектурных шпилей. Но по чистой высоте этажей ситуация прямо наоборот – небоскреб из Чикаго опережает их на 70 метров.

  • ДАТА 1998 год
  • СТИЛЬ Постмодернизм
  • МАТЕРИАЛЫ Железобетон и облицовка из нержавеющей стали
  • АРХИТЕКТОР Цезарь Пелли, «Торнтон – Томасетти» (инженеры)
  • Самые высокие в мире башни-близнецы

Смена века и рубеж целого тысячелетия ознаменовались в архитектуре новым витком высотной гонки. вырастали в городах, которые раньше и не помышляли о строительстве башен. Высотные параметры зданий, еще вчера казавшиеся буквально заоблачными, быстро теряли ореол исключительности, превращаясь в самые заурядные технические характеристики. Список самых высоких построек современности обновлялся по нескольку раз в год.

На этом фоне особенно заметным достижением выглядит создание небоскребов, которые не только в определенное время возглавили мировой рейтинг высочайших зданий, но оказались в числе наиболее популярных и запоминающихся сооружений целого десятилетия. Любой архитектор вправе гордиться таким эффектным строением! Конечно, речь идет про малазийский знаменитый комплекс – башни “Петронас”.

Небоскребы – современное технологическое чудо, и в то же время они, «несомненно, символы богатства и власти. Впервые они возникли в конце XIX века, в крупных американских городах, таких как Нью-Йорк и Чикаго. Там новые богатства промышленности и торговли достигли своего пика.

Самый известный небоскреб – (1931), он более 40 лет оставался самым высоким в мире, но потом рекорд перешел к другому американскому зданию, (1974). И еще 20 лет никто не мог превзойти новую высоту.

Высокие башни-близнецы

Проект, который, наконец, побил рекорд башни «Сирс», не оказался очередным небоскребом в Атланте или Далласе – это была пара удивительных башен в Малайзии. После того как в Азии появились «экономические тигры», возникло новое средоточие денег и власти. Неизбежным результатом стало то, что в Китае, Корее, Тайване и Сингапуре начали появляться невообразимые здания. Когда-то грандиозные небоскребы были чисто западным (в первую очередь – американским) явлением. Теперь же они выросли по всей Азии как символы национальной гордости и экономического процветания.

Башни Петронас в Куала-Лумпуре – очевидное выражение намерений бывшего премьер-министра Датука Сери Махатхира бин Мохамада сделать Малайзию страной с индустриальной экономикой и лидером региона к 2020 году. Башни стоят посреди масштабной перестройки Куала-Лумпура, вокруг них постоянно уничтожаются остатки колониального прошлого и создается совершенно новое будущее Малайзии.

Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад предложил построить башни в «исламском» стиле. Поэтому за основу плана симметричных зданий были приняты две восьмиконечные звезды, а Пелли добавил полукруглые выступы для устойчивости. В итоге яркое ступенчатое завершение обоих небоскребов получилось удивительно мультикультурным.

Создатель башен – американский архитектор Цезарь Пелли, он работал вместе с инженерной компанией «Торнтон – Томасетти». В одной из башен находится штаб-квартира правительственной нефтяной компании «Petroleum Nasional Berhad». Всего в башнях 750 000 м2 офисных помещений, 140 000 м2 торговых залов и залов развлечений, 4500 мест для машин на парковке. Также там есть центр для конференций, музей нефти и концертный зал. Одним из требований к проекту было обеспечить место, где офисные работники-мусульмане смогли бы совершать обязательные молитвы два раза в день.

Башни построены в основном из железобетона, что нехарактерно для таких высоких зданий. Правда, бетон был специально разработан для этого проекта. Они опираются на множество свай, забитых в землю, в мягкий камень под ней, на целых 93 метра. Такой необыкновенно глубокий фундамент может выдерживать вес огромных башен, высотой в 452 метра.

Конкурсный проект офисных зданий высотой 451,9 метра для нефтегазовой компании был принят в 1992 году. Возведение 88-этажных башен началось в 1994-м, а официальное открытие состоялось в 1999 году. Строительством занимались сразу две конкурирующие компании, и в процессе они решили множество уникальных технических и инженерно-строительных задач.

Например, в ходе геологических изысканий выяснилось, что выделенная для башен площадка находится на разнородных участках грунта, что привело бы к проседанию частей постройки. В итоге здания полностью перенесли на 60 метров и вбили сваи на глубину более чем 100 метров в мягкий грунт. Сегодня это один из самых больших бетонных фундаментов в мире.

Человек западной культуры, воспитанный на эстетике знаменитых американских небоскребов первой трети XX века, увидит в характере завершений Башни Петронас отсылки к иерархичным шпилям архитектуры ар-деко, ставшим вновь актуальными в высотной архитектуре благодаря распространению идей постмодернизма. Приверженцами мусульманских традиций многоярусное ступенчатое завершение с чередованием скругленных и прямоугольных выступов прочитывается как современное отражение исламского декоративизма.

Внимательный наблюдатель может усмотреть в этом сооружении также отсылки к старинной индуистской и буддийской архитектуре. И уж само собой напрашивается сравнение с соседними индонезийскими памятниками (в частности, с древним культовым комплексом Прамбанан на острове Ява). Кроме архитектурных ассоциаций возникает еще одна - с формой парадных головных уборов правителей Южной Азии. Так что многообразие завуалированных культурных кодов, когда каждый может найти в этом здании что-то свое, привычно-близкое, объясняет его высокую популярность у представителей самых разных народов.

Близнецы Башни Петронас - редкий пример комплекса, который вызвал огромное количество подражаний и реплик во всем мире (надо еще учесть, что возведены они отнюдь не на заре развития высоток, а совсем недавно). Еще в процессе строительства в 1996 году комплекс был признан самым высоким парным офисным комплексом, а спустя годы остается самой знаменитой парой из всех высотных близнецов мира.

После успеха «Петронас» сдвоенные высотные башни оказалась на пике моды. Многие именитые архитекторы стали предлагать заказчикам аналогичные

композиционные решения. При этом сам Сезар Пелли больше не возвращался в своем творчестве к этой идее, предпочитая разрабатывать иные образные решения, в том числе и для высотных зданий.

Башни Петронас исключительно высокотехнологичен, он буквально напичкан техническими новинками и новейшими материалами. Общая площадь всех помещений комплекса колоссальна: на 213 750 м2 могли бы поместиться 48 футбольных полей! А собственно здания с прилегающим участком занимают 40 гектаров городской территории.

Основу конструкции парного высотного комплекса составляет отнюдь не легкая сталь, как можно было бы предположить из-за ажурности очертаний фасадов. Существенным ограничением, повлиявшим на выбор основного материала для несущих конструкций, было требование построить небоскреб из малайзийских строительных материалов.

Местная промышленность не могла в нужные сроки произвести высококачественную легкую сталь. Поэтому для «Петронас» был разработан специальный эластичный бетон с добавлением кварца, сравнимый по прочности со сталью. В процессе строительства из-за некачественного бетона пришлось разобрать готовый и заново сделать целый этаж. В итоге небоскреб получился вдвое тяжелее аналогичных стальных.

Конструктивный каркас и внутренние пространства выверены до миллиметра. В башнях нет центрального стержня, а в лифтовых шахтах ради эффективного использования места ездят по два двухэтажных лифта, которые останавливаются каждый на своих этажах - четных либо нечетных. Кроме того, поскольку сейсмоустойчивость - важный фактор при строительстве во всем регионе, то к башням «Петронас» тоже были повышенные требования в этой области.

Устройство небоскребов таково, что они устоят, даже если лишатся поддержки трех из шестнадцати несущих колонн. Связующий ажурный мост на гигантских шаровых опорах тоже выполняет функцию дополнительной страховки: он не позволяет башням слишком сильно раскачиваться и отклоняться друг от друга, придавая конструкции большую жесткость и устойчивость. Кроме того, этот воздушный переход - еще один путь эвакуации между верхними частями комплекса при пожаре.

Упомянутый ажурный мост, соединяющий башни, в действительности крайне тяжел: его вес составляет целых 452,6 тонны. Эта часть комплекса специально изготовлена в Южной Корее и в разобранном виде (493 отдельных фрагмента) летом 1995 года перевезена в Малайзию. Сборка конструкции осуществлялась у подножия башен, а монтаж с основными объемами уже на высоте.

Проект здания с самого начала выполнялся с учетом нужд государственной нефтяной корпорации «Петронас», и в итоге штаб-квартира обошлась заказчику и основному инвестору в 2 млрд ринггитов (800 млн долларов). Но помимо удобного и статусного офиса компания стала обладателем одного из наиболее узнаваемых сооружений десятилетия, а Куала-Лумпур и Малайзия в целом приобрели новую главную градостроительную доминанту, поистине знаковый памятник современной архитектуры, да еще имидж передовой и прогрессивной державы региона в области современной архитектуры, инженерии и строительства - бонус, который невозможно исчислить в денежном выражении.

В здании есть музей, выставочные залы и художественная галерея, а на посещение смотровых площадок приходится потратить целый день, поскольку очередь выстраивается еще ранним утром, а к 6 утра уже прекращается регистрация на возможность попасть в эту очередь.

Ветреные высоты

Помимо прочности строений, есть еще одна большая проблема для таких небоскребов. Чтобы люди могли легко попадать на верхние этажи, нужно много лифтов, лифты занимают очень много пространства на этажах. Так что две 44-этажные «пристройки» возле башен нужны затем, чтобы в зданиях хватало места для офисов.

Между башнями есть двухэтажный «небесный мост» длиной 48 метров и весом 738 тонн. На высоте примерно в половину башен по нему можно перейти из одного вестибюля с лифтом к другому. Кроме того, это аварийный выход для поразительно высоких зданий. Такие здания от сильного ветра могут покачиваться, поэтому «небесный мост» прикреплен к зданиям подвижными креплениями, он 138 м может смещаться с каждой стороны до 30 сантиметров. Башни с «небесным мостом» кажутся огромными воротами обновленного города, который быстро растет вокруг них.

Башни Петронас больше не считаются самым высоким зданием в мире. В 2004 году рекорд перешел к тайваньскому небоскребу «Тайбэй 101». Кроме того, гигантские здания сейчас строятся в Южной Корее и Шанхае. Стоят ли эти здания тех огромных денег, тех ресурсов и энергии, которые в них вкладываются, – это политический вопрос, и на него до сих пор нет ответа.

Махатхир доказал, что азиаты могут добиться развития без демократии и процветания без политических прав. Исторически небоскребы были символами западного капитализма и бурной энергии развития. Могут ли они служить символами чего-то в совершенно других культурах – мы еще увидим. Но они уже производят впечатление, напоминая нам о стремлении к переменам, которое сделало Азию сильной и вывело ее в XXI век.

Свидетельства популярности творения Пелли мы можем наблюдать в массовой культуре. В фильме «Западня» с участием Шона Коннэри и Кэтрин Зета-Джонс значительная часть интригующей истории про крупнейшую электронную банковскую кражу накануне нового, 2000 года разворачивается в необычных пространствах парного малазийского небоскреба. Наиболее захватывающий эпизод снят на подвесных конструкциях и праздничной иллюминации моста, соединяющего верхние части башен. Ловкий побег героев фильма завершается прыжком с парашютом в лифтовой шахте, что было бы невозможно в менее технически совершенном и не столь масштабном сооружении.

И если в цифровом выражении у малайзийских близнецов постепенно появляется все больше конкурентов, то по образно-художественному уровню эту работу смело можно считать одной из подлинных вершин творчества Сезара Пелли.