Моя статья, написанная для российского географического журнала "Живописная Россия" об африканских путешествиях Николая Гумилева.

15 апреля 2016 г. исполнилось 130 лет со дня рождения Рыцаря Серебряного века, поэта, прозаика, переводчика и литературного критика Николая Степановича Гумилева. С школьной скамьи мы знаем строки из его стихотворений, но гений его не ограничивался лишь поэтическим даром — он был и неутомимым путешественником и исследователем Африки, собравшим уникальный этнографический материал об Эфиопии.

Далекая Абиссиния (так во времена Гумилева называли Эфиопию) вызывала живой интерес в России, особенно у романтически настроенных представителей российской культуры. Начиная с середины XIX в. поэты, писатели, художники все чаще стали бывать в экзотических странах. Для Гумилева же это было не просто увлечение, а настоящая страсть. Она помогала ему создать свой собственный мир - «волнующий и странный», помогала «в новой обстановке найти новые слова». Для своих странствий Гумилев выбрал именно Абиссинию и назвал ее «колдовской страной», и вскоре страна, которая манила романтической экзотикой, стала предметом серьезных исследований поэта.

Гумилев был вдохновлен подвигами русских офицеров-добровольцев в Абиссинии. Особенно его восхищали Александр Булатович и Николай Леонтьев, чьи маршруты он повторил в своих скитаниях по Абиссинии. И было ведь чему восхищаться! Александр Булатович был личностью выдающейся. В 1896 г. Булатович добился своего включения в члены российской миссии Красного Креста в Эфиопии, где он стал доверенным лицом негуса (императора Эфиопии) Менелика II. Совершил в апреле 1896 г. в качестве курьера легендарный пробег на верблюдах из Джибути в Харар, преодолев расстояние свыше 350 верст по гористой пустыне за 3 суток и 18 часов, что на 6—18 часов быстрее, чем профессиональные курьеры. В 1897—1899 гг. стал военным помощником Менелика II в его войне с Италией и южными племенами. Булатович — первый европеец, который пересек из конца в конец Каффу (сейчас — провинция Эфиопии). Впоследствии составил первое научное описание Каффы. Он также стал вторым европейцем, который обнаружил устье реки Омо. В России миссия Булатовича была высоко оценена: он получил серебряную медаль от Русского географического общества за работы по Эфиопии (1899). Ему также был присвоено звание поручика лейб-гвардии Гусарского полка.

Гумилев записывает галасские песни со слов галасса

Николай Степанович Леонтьев имел всестороннее образование и интересы, совершив несколько путешествий для научных исследований в качестве действительного члена Императорского Русского географического общества. Затем он продолжил миссии поручика В. Ф. Машкова в Эфиопию, в свою очередь продолжавшего дело Царицынского казака Николая Ашинова. В 1894 г. он принял участие в экспедиции А. В. Елисеева в Эфиопию. Своей миссией Леонтьев хотел «показать всему миру, что мы, русские, можем служить родине, и притом не прибегая к огню и мечу, не хуже англичан, французов и немцев, свивших себе при помощи этих двух факторов прочные гнезда в Африке». Главной целью экспедиции стало предложение негусу Менелику II установить дипломатические отношения между Абиссинией и Россией, и… предложение помощи в создании мощной регулярной армии. Экспедиция состояла из 11 человек; ближайшим помощником был штабс-капитан К. С. Звягин. Руководство экспедицией было возложено на самого Леонтьева, а снаряжалась она как за счет средств правительства и Географического общества, так и на пожертвования церкви, общественных организаций, частных предпринимателей. Официально в задачи экспедиции входило «… изучение течения светил небесных, стран земли, веры, законов, нравов и обычаев народов, на земле обитающих, животных, на земле водящихся, и растений». После длительного и тяжелого путешествия экспедиция Н. С. Леонтьева в марте 1895 г. добралась до Энтото — резиденции абиссинского императора, где ей был устроен весьма теплый и торжественный прием с участием императорских войск, духовенства и населения.

Вот по их стопам и решил пройти Николай Степанович Гумилев. Первая поездка в Абиссинию состоялась в 1907 г. и была спонтанным и внезапным решением. Гумилев сумел сэкономить некоторые средства из родительской «стипендии», присылаемой ему, пока он учился в парижской Сорбонне, и отправился в дорогу. Незадолго до поездки он в очередной раз сделал предложение руки и сердца Анне Горенко, которая вскоре станет известной поэтессой Анной Ахматовой, и получил отказ. И тогда 21-летний русский конкистадор Николай Гумилев отправился в Африку, бросив вызов гордой и неприступной невесте и всему миру.

Обстоятельства и подробности этого путешествия весьма туманны. 25 сентября он отправляется в Одессу, оттуда — в Джибути, затем в Абиссинию. Ночевал он в трюме парохода, был даже арестован за попытку попасть зайцем на судно. Известно, что он побывал в Аддис-Абебе на парадном приеме у негуса. Как он смог попасть на прием к эфиопскому императору и что сблизило этих двух людей — молодого русского поэта и умудренного опытом Менелика II — остается тайной. В статье «Умер ли Менелик?» поэт обрисовал происходившие при троне смуты и раскрыл личное отношение к происходящему, что доказывает его изрядную информированность о происходившем при дворе великого негуса Абиссинии. Он возвращается домой, полный впечатлений и планов на будущее.

Поднимись еще выше! Какая прохлада!
Точно позднею осенью, пусты поля,
На рассвете ручьи замерзают, и стадо
Собирается кучей под кровлей жилья.
Павианы рычат средь кустов молочая,
Перепачкавшись в белом и липком соку,
Мчатся всадники, длинные копья бросая,
Из винтовок стреляя на полном скаку.
Выше только утесы, нагие стремнины,
Где кочуют ветра да ликуют орлы,
Человек не взбирался туда, и вершины
Под тропическим солнцем от снега белы.
Н. Гумилев «Абиссиния»

Гумилев с проводниками у палатки, 1913

Африка не отпускала Николая Степановича даже на родине. С этим связан забавный случай. Поэт и издатель Владимир Нарбут, соратник Гумилева по «Цеху поэтов», был известен любовью к розыгрышам и эпатажу. В 1912 г. он издал скандальный сборник стихов «Аллилуия», который тут же был запрещен цензурой, против поэта было открыто судебное разбирательство. Чтобы избежать суда Нарбут наскоро собирается и покидает в неизвестном направлении Петербург. Через несколько месяцев после его исчезновения во все петербургские редакции пришла телеграмма: «Абиссиния. Джибути. Поэт Владимир Нарбут помолвлен с дочерью повелителя Абиссинии Менелика». Все это оказалось очередной шуткой поэта. Но вскоре Нарбут и сам написал об этом в письме из Гранд-отеля в Джибути, припечатав на него герб Нарбутов: «Дорогие друзья (если вы мне еще друзья), шлю привет из Джибути и завидую вам, потому что в Петербурге лучше. Приехал сюда стрелять львов и скрываться от позора. Но львов нет, и позора, я теперь рассудил, тоже нет». О своем браке он с иронией замечает: «Брак мой с дочкой Менелика расстроился, потому что она не его дочка. Да и о самом Менелике есть слух, что он семь лет тому назад умер». Объявился Нарбут так же неожиданно, как и пропал, и обо всем рассказал на устроенном им вечере по случаю возвращения из Абиссинии в Петербург. Друзья настолько привыкли к розыгрышам и шуткам Владимира Ивановича, что не поверили даже в его поездку в Африку. Тогда тот с возмущением воскликнул: «А вот, приедет Гумилев, пусть меня проэкзаменует!» Гумилев действительно проэкзаменовал Нарбута на знание местных абиссинских особенностей и некоторых терминов, а также адресов соответствующих заведений, о которых, по словам поэта, в присутствии дам говорить неудобно. После этого Николай Степанович объявил, что Нарбут не врет и действительно был в Джибути.

И все же настоящая экспедиция Николая Гумилева по Эфиопии состоялась в 1913 г. Николай Степанович особенно подчеркивал, что именно это путешествие в Абиссинию он совершил в качестве руководителя экспедиции, посланной Академией наук. Помощником Гумилев выбрал своего племянника Н. Л. Сверчкова — любителя охоты и естествоиспытателя, «покладистого человека, не боящегося лишений и опасностей».

Н. Сверчков на палубе парохода, отправляющегося в Африку

В апреле-августе 1913 г. Санкт-Петербургский Музей антропологии и этнографии добился государственных дотаций на дальние экспедиции. Музею были нужны африканские коллекции. Он мог если и не целиком субсидировать экспедицию, то, во всяком случае, оказать ей материальную поддержку. Гумилев оказался для руководителей музея фигурой подходящей, хотя профессиональным этнографом он не был, соответствующего образования не получал, в этнографических учреждениях никогда не работал. Да и претендовал он на славу поэта, путешественника и воина, но никак не профессионального ученого. И все же директору музея академику В.В. Радлову и ученому - хранителю музея Л.Я. Штернбергу он подошел. Дело в том, что профессиональных этнографов-африканистов в нашей стране тогда не было. А Гумилев уже знал страну, был молод, здоров, полон энергии, чтобы преодолевать тяготы пути, природных условий, климата. Он буквально рвался в Африку, и маршрут был утвержден: изучение восточной и южной частей Абиссинии и западной части Сомали. Цель путешествия - делать снимки, собирать этнографические коллекции, записывать песни и легенды, собирать зоологические коллекции.
В своем «Африканском дневнике» Гумилев писал: «У меня есть мечта, живучая при всей трудности ее выполнения. Пройти с юга на север Данакильскую пустыню, лежащую между Абиссинией и Красным морем, исследовать нижнее течение реки Гаваша, узнать рассеянные там неизвестные загадочные племена. Номинально они находятся под властью абиссинского правительства, фактически свободны. И так как все они принадлежат к одному племени данакилей, довольно способному, хотя очень свирепому, их можно объединить и, найдя выход к морю, цивилизовать или, по крайней мере, арабизировать. В семье народов прибавится еще один сочлен. А выход к морю есть. Это - Рагейта, маленький независимый султанат, к северу от Обока. Один русский искатель приключений - в России их не меньше, чем где бы то ни было, - совсем было приобрел его для русского правительства. Но наше Министерство иностранных дел ему отказало. Этот мой маршрут не был принят Академией. Он стоил слишком дорого. Я примирился с отказом и представил другой маршрут, принятый после некоторых обсуждений Музеем антропологии и этнографии при императорской Академии наук. Я должен был отправиться в порт Джибути в Баб-эль-Мандебском проливе, оттуда по железной дороге к Харару, потом, составив караван, на юг в область, лежащую между Сомалийским полуостровом и озерами Рудольфа, Маргариты, Звай; захватить возможно больший район исследования; делать снимки, собирать этнографические коллекции, записывать песни и легенды. Кроме того, мне предоставлялось право собирать зоологические коллекции. Я просил о разрешении взять с собой помощника, и мой выбор остановился на моем родственнике Н. Л. Сверчкове, молодом человеке, любящем охоту и естественные науки. Он отличался настолько покладистым характером, что уже из-за одного желания сохранить мир пошел бы на всевозможные лишения и опасности».

Отъезд Гумилева был назначен на 7 апреля 1913 г. Ему только что исполнилось 27 лет. Сохранилось несколько писем и открыток, посланных с дороги и вскоре по прибытии в Джибути и Абиссинию. Среди них и письма к Анне Ахматовой. Кроме того, он начинает вести «Африканский дневник», в котором пишет о дружбе с турецким консулом, назначенным в Харар. Эта встреча оказалась важной. Встречать турецкого консула в Харар приехал один из сомалийских вождей, и у его свиты Гумилеву удалось купить немало интересных предметов для петербургского музея.

Харар очень привлекал Гумилева, ведь ко времени его путешествий ни Джибути, ни столица Абиссинии, Аддис-Абеба, не имели еще давней истории. Харар же имел многовековую историю, разноплеменное население, сочетание разных культур - это привлекло его внимание.

Маршрут экспедции Гумилева в Африке в 1913

В Хараре Гумилев встретил человека, который потом стал императором страны и правил поразительно долго - 44 года. Фактически российский поэт стал первым, кто рассказал о нем, описал его внешность, манеры, его жену, дом. Этот молодой человек стал известен миру под именем Хайле Селассие I, император Абиссинии с 1930 по 1974 г. Его считали 225-м потомком царя Соломона и царицы Савской. Он был последним императором Эфиопии. Хайле Селассие был фигурой неоднозначной. Сам он не без гордости вспоминал в автобиографии «Моя жизнь и прогресс в Эфиопии», как, еще только встав у власти, он запретил отрубать руки и ноги - это было привычным наказанием даже за мелкие проступки. Запретил варварский обычай четвертования, который должен был публично исполнять самый близкий родственник: сын убивал отца, мать - сына. Запретил работорговлю. Гумилев встретился с Хайле Селассие, когда тот был губернатором Харара и окружавших его территорий. Звали его тогда Тэфэри Мэконнын, и было ему чуть больше 21 года.

Русский путешественник рассказывает свои впечатления от встречи с молодым губернатором, отмечая, что он один из самых знатных людей в стране и ведет «свой род прямо от царя Соломона и царицы Савской», сын двоюродного брата и друга Менелика, великого негуса Абиссинии, а его жена - внучка покойного императора и сестра наследника престола.

Экспедицию преследовали постоянные испытания, словно проверяя русских путешественников на прочность. Сначала из-за размытых путей исследователи не смогли добраться по железной дороге до Харара, на одной из переправ по пути в селение Шейх-Гуссейн Сверчкова чуть не утащил крокодил, после этого возникли проблемы с провизией, но все же цель была достигнута. Там Гумилев решил проверить свою греховность - по абиссинской традиции, он должен был обнаженным пролезть в узкую щель между двумя камнями. Если испытуемый застревал, то умирал в страшных мучениях - никто не смел помочь ему выбраться и даже дать воды или хлеба. У камней лежало множество костей - грешников было предостаточно. Гумилев рискнул - и благополучно вернулся, чем заслужил еще большее уважение местного населения.

29 июля 1913 г. в «Африканском дневнике» Николая Гумилева сделана последняя запись. Но экспедиция на этом не завершилась. В начале августа Н. Гумилев и Н. Сверчков в Дире-Дауа ждут денег, так как им не на что отправиться назад. 8 августа Николай Степанович вынужден был обратиться с просьбой одолжить необходимую сумму к русскому послу в Абиссинии Чемерзину. Посол дал поэту сто сорок талеров, которые тот обязался вернуть по прибытии в Россию. Теперь Гумилев вынужден ожидать отправления и пакует собранные материалы.

Абиссинская церковь и строящая колокольня. Фото Н. Сверчкова из архивов Кунскамеры

По возвращении на родину Николай Гумилев представил отчет о выполненном маршруте - маленькую синюю тетрадку формата записной книжки. На обложке тетради надпись: «Галласские, харраритские, сомалийские и абиссинские вещи, собранные экспедицией Н. Гумилева 1913 г. от 1-го мая до 15-го августа». Обложка разрисована в манере поэта-путешественника: голова африканца, белый человек в тропическом шлеме, фигурки зверей и череп. В этой тетрадке - сведения почти обо всем, что собрал тогда Гумилев для музея. В этой же тетради Гумилев поместил и схему путешествия экспедиции и свои пояснения к ней. Согласно схеме поэт прошел следующий путь: Харар, Джиджиге, район Меты, Аннийскую пустыню, Уэби, Шейх-Гуссейн, район Арусси, Чэрчэрских гор (восточная часть Центральной Абиссинии и примыкающая область к Северо-Западному Сомали).

26 сентября Гумилев сдал в качестве отчета три коллекции в Музей антропологии и этнографии. Николай Сверчков сдал около двухсот пятидесяти негативов с описью отснятого материала. В первую коллекцию попали экспонаты, собранные в Хараре. Их сорок шесть. Вторая коллекция содержала предметы быта сомалийцев и насчитывала сорок восемь предметов. В третьей, представлявшей галласские племена коту и арусси из провинций Арусси, Аппия, Бали и Мета, было тридцать четыре предмета. Четвертую коллекцию, которую музей не мог купить, поэт подарил. В нее вошли предметы абиссинского быта.

Значение проделанной работы для науки высоко оценил известный ученый-африканист, академик Д. А. Ольдерогге, в то время он был секретарем академии. В отчете о работе историко-филологического отделения Императорской Академии наук за 1913 г. он писал: «Интересна… коллекция в 128 предметов. Собранная в Восточной Африке (Харарское плоскогорье и северо-западная часть Сомалийского полуострова) командированным туда г. Н. С. Гумилевым. Племя сомали было до сих пор представлено в музее лишь несколькими предметами; доставленные г. Гумилевым 48 сомалийских предметов дополняют картину быта этого племени. Совершенно не были до сих пор представлены харари, по быту которых в коллекции г. Гумилева имеется 46 предметов. Остальная часть собрания пополняет прежние коллекции музея по быту и культуре галла в Абиссинии».

Гумилев хотел организовать еще несколько экспедиций в Африку, чтобы исследовать хотя бы часть этого огромного неизученного материка, но грянувшая в августе 1914 года Первая мировая война нарушила его планы. Он ушел на фронт, где за храбрость заработал два Георгиевских креста и офицерское звание. Окончательный крест на исследовании Африки поставила революция. 3 августа Николая Гумилева арестовали по обвинению в участии в заговоре Таганцева и Петроградской боевой организации. В конце месяца поэт и еще 60 человек были расстреляны. Точная дата и место расстрела неизвестны до сих пор.

До сих пор африканская миссия Николая Гумилева считается одним из самых продолжительных и героических путешествий по африканскому континенту за всю историю российской науки, в результате которого в музей по возвращении были переданы ценнейшая этнографическая коллекция и коллекция фотонегативов. Но кроме этого Африка нашла отражение и в его поэтическом творчестве, явившим миру уникального поэта, виртуозно использовавшего в стихах африканский фольклор, где «в каждой луже запах океана, в каждом камне веянье пустынь…»

(c) Игорь Попов

Российский географический журнал "Живописная Россия"

Большую роль на Беломорье всегда играли острова. Столица Беломорья - Соловки, а на пути туда из Кемcкой губы лежат 16 необитаемых гранитных островов архипелага Кузова. Среди них лишь три имеют имена - Олёшин, Русский и Немецкий Кузов. На обоих архипелагах я побывал на исходе августа.

Соловки остаются территорией предназначенной для совершения перехода - инициаций и трансформаций, смерти физической или символической. Это земля множества легенд, почти каждая из которых требует проверки, исключая сказания о чудесах основателей этого места - преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

Так сохранились записи о том, что до 1429 года на Соловецких островах были волки. Однако потом святитель Зосима наложил на Соловецкую землю вечный пост - убоины всем тварям лесным не вкушать, а волкам, что не могут без горячей крови живыми быть, указал путь с острова:
И вы, волки, твари Божие, во грехе рожденные, во грехе живущие. Идите туда, на греховную матерую землю, там живите. А здесь - место свято! Его покиньте!

Волки послушались, сели весной на плавучие льдины и уплыли к Поморскому берегу, в сторону реки Кемь. Для них было достаточно одного слова святителя. И вот уже 600 лет волки обходят стороной Соловки, а когда доведется оказаться не по своей воле на островах - бегут. Рассказывают, что когда-то на острове Анзер попытались поселить волчицу для ограничения прижившегося здесь со времен святителя Филиппа (Колычева) стада оленей. По зиме она ушла и была найдена на другом острове, изрезанная льдинами. Волчица уходила с острова, в том числе вплавь. На острове - изобилие грибов, северных ягод (морошка, брусника, вороника, черника, голубика), рыболовные угодья, любопытные тюлени и зайцы. Но обилие пищи не остановило зверя от побега - перечить слову святителя Зосимы она не могла.

В наше время американский спутник косвенно подтвердил легенду о переправе волков с Соловецких островов. Поморы говорят, что море в сторону Кеми не замерзает. Однако это не так. Есть, к примеру, фотографии со спутника, датируемые 30 марта 2002 года, на которых от Соловков до Кеми - сплошные поля льда.

Невысокие каменные лабиринты (по-местному "вавилоны") обнаружены на всех островах Соловецкого архипелага. Их сохранилось более тридцати. На Большом Соловецком я прошел пару восстановленных лабиринтов (новоделов по эскизам одного соловецкого археолога, кажется, Краснова). А на Большом Заяцком острове успешно прошел три оригинальных (то есть сделанных до нашей эры) лабиринта.

Лабиринты - дорожки с запутанным ходом, выполненные из камней величиною с голову или меньше. Попав в центр, не сразу можно выбраться оттуда, если не пересекать границы.

На катере, что под андреевским флагом шел к Большому Заяцкому острову - то есть к месту, где флаг был придуман царем Петром, я познакомился с женщиной, у которой с лабиринтами Большого Заяцкого были связаны фрагментарные, но очень яркие детские воспоминания.

Она содержалась в детском доме Архангельской области. Детей там эксплуатировали, заставляя на ловле семги держать сети, находясь по грудь в холодной воде. Дети подняли бунт, и некоторые из детдомовцев бежали в Белое море на плоту. Обычно такие плавания должны кончаться смертью. Но благодаря промыслу Божьему невинные дитяти в конце концов причалили к Большому Заяцкому острову.
Моя знакомая с морским именем Марина просидела в одном из лабиринтов этого острова 16 часов, пытаясь честно, не жухая, выйти назад. В процессе пописала там и немного поспала. И в конце концов у нее получилось отыскать выход. Далее их нашла-таки милиция. А после сидения в лабиринте у Марины открылись способности к рисованию.

Лабиринты обнаружены на Большом Соловецком, в районе Кислой губы, на Анзерском - у его восточной оконечности, вблизи мыса Калгуев, и на Большом Заяцком. А в Поморье за пределами Соловков: в устьях рек Верзуги, Кеми, Поноя, у с. Умбы и у поселка Кереть. При всем многообразии форм древние лабиринты всегда расположены вблизи моря - на островах и полуостровах, в устьях рек; а вход в них - всегда со стороны материка. Встречаются такие лабиринты и по всему миру. Назначение их многофункционально, но большинству людей смысл их не ясен.

В середине лабиринта часто бывает сооружение из камней. Александр Брюсов, археолог и брат поэта-символиста Валерия Брюсова, насвинячил в одном лабиринте Большого Заяцкого. Он раскопал каменное сооружение в центре, ни фига не нашел внутри, а вынутые камни бросил у входа в лабиринт, где они так и лежат.

Ученые выдвинули, как водится, гроздь гипотез, объясняющие назначение лабиринтов. Все бредовые, что ощущается даже по первым фразам изложения. Но в отличие от Тунгусского дива, где ложные гипотезы их авторам так нравятся, что они не желают с ними расставаться, в случае поморских лабиринтов гипотезы выглядят недостоверными даже в глазах их авторов. Поэтому случилось беспрецедентное на моей памяти событие - ученые решили больше ничего не трогать до тех пор, пока не появятся новые идеи по поводу смысла лабиринтов или новые методы исследований.
Знаете ли вы другой случай, когда ученые отказались разобрать на части, сломать, раскурочить что-то неведомое, чтобы узнать, как оно работало, пока было цельным?
А тут получилось именно так - все лабиринты, уцелевшие после лагерного периода Соловков, целы-целехоньки и густо поросли брусникой.

А судьба новых теорий будет не легкой. Ведь единственное, что ясно сейчас - это то, что лабиринты использовались для ритуалов. А разгадать смыслы ритуалов обычно никогда не удавалось в рамках научной парадигмы. Ведь она ничего не хочет знать о сакральных пространствах, техниках погружений в нижние миры, работе с индивидуальным временем...

На Кузовах главные достопримечательности - не лабиринты, а другие каменные памятники . Они были открыты (в научном понимании этого слова) и исследованы экспедицией Карельского историко-краеведческого музея под руководством И.М.Мулло в 60-е годы. С тех пор архипелаг знаменит древними стоянками, культовыми комплексами, а также обилием священных камней - сейдов. Суммарно здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня. На Немецком Кузове, который я посетил, их насчитывается около 300. А я успел увидеть менее двух десятков - галопом по северным европам.

Сейд может быть обычным камнем, но поставленным таким образом, что он отмечает дорогу. Так что увидеть его человеку в тундре было крайне желанно.
Еще популярны плоские камни, на которые так и тянет присесть.
Остальные виды сейдов можно разделить на четыре группы.

Первая – это огромные валуны, поставленные человеком, а порой проходившим ледником на т.н. «ножки» - мелкие камни. Выглядят очень эффектно.

Вторая - сейды-идолы в виде грубого скульптурного бюста человека. Это валуны, напоминающие по форме и размерам верхнюю часть человеческого туловища, на которых иногда лежат камни, имеющие форму головы. Вроде бы я видел такой сейд в бинокль на одном из безымянных Кузовских островов.

Третья - зооморфные сейды - «крокодилы, бегемоты…». Причем крокодилы представлены в ассортименте, а каменного бегемота я одного видел.

Четвертая, наиболее многочисленная группа - среднего размера валуны, на которых установлены несколько камней поменьше.

Сейд на острове Немецкий Кузов примерно в метр высотой. Нижний камень, судя по мхам, положен пару тысячелетий назад, верхние камни - новодел, стилизация того, как это обычно выглядело.

На Русском Кузове святилище расположено на вершине гранитной горы, называемой Лысой. На ее склонах находится более 350 сейдов, примерно таких же, как и на Немецком Кузове. Единственным отличием святилища на Лысой горе является присутствие там «каменных баб» - сейдов-идолов, получивших свое название по сходству с половецкими каменными бабами степей Евразии.

Вообще открытие саамских святилищ на Немецком и Русском Кузовах имело важное значение: впервые культовые памятники древних саамов были обнаружены в районах, где саамы уже давно не проживали. А это значит, что обнаруженные святилища относятся к глубокой древности, а не являются этнографическими объектами.

Вид на остров Русский Кузов с Немецкого Кузова.

Наивысшие точки архипелага: Немецкий Кузов - 134 м и Русский Кузов - 123 м. Это самые высокие отметки на всем Карельском Беломорье. Вот так выглядел с высоты 130 метров катер, который привез нас на Кузова.

Уникальный культовый комплекс обнаружен и на вершине острова Олешин Кузов. Здесь расположены 2 лабиринта и 8 дольменов. Один из лабиринтов по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе.

По поверью саамов, древних жителей Беломорья, сейды помогают людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому они ставились на высоких берегах и островах так, чтобы были видны издалека.
А сама возможность появления людей на Кузовах обеспечена наличием там родников и леса. В частности на Немецком Кузове есть три слабых родника и немного лесов в расселинах ("и на камнях растут деревья").

Каменные памятники предположительной Гипербореи находят в Карелии , на Кольском, на Кузовах...
В случае последних исследователи все время плавают там на моторных и весельных лодках. Дело в том, что к Немецкому Кузову можно причалить на катере, что я и сделал. А к Русскому Кузову можно причалить только на яхте или моторной лодке. Иначе никак. И поэтому я не смог в этом году туда попасть.
Жаль, конечно: ведь именно на Русском Кузове есть древний каменный трон, который встречается в трех фильмах о поисках Гипербореи. И есть там другой фильм ("Миражи Гипербореи) про то, как энтузиасты поднимали этот многотонный трон...

Каменный трон на Русском Кузове - весом около пятнадцати тонн.

А вообще в Кеми на ул. Фрунзе, дом 1 находится ресторан "Кузова". Его украшают фотографии владельца ресторана на этом (предположительно гиперборейском) троне. Он иногда катает своих друзей или гостей на Русский Кузов, но тогда на большом катере везет еще малый катер, чтобы с помощью него причалить к острову.
А Немецкий Кузов сдан в аренду. Там находится смотритель и в сезон живут коммерческие клиенты-палаточники, которые отстегивают за это удовольствие по 1000 рублей в день.

В 2005 году состоялась также экспедиция Константина Севенарда на Белое море.
Это такой общественный деятель Санкт-Петербурга, который говорит что в нем с детства присутствует память о прошлой жизни, причем жизни совершенно конкретного субъекта, его имя Фэб или Фаб. Я с уважением отношусь к людям, которые помнят прошлые жизни, только если в этой прошлой жизни человек не помнит себя как Нефертити. Это уже напоминает психическое расстройство, согласитесь. А мальчик Костя шокировал своих родителей, рассказывая о некоторых вещах, которых ребенок знать не может. Так, в Таджикистане он рассказывал о штурме некоего города, который находился рядом со входом в подземный мир, куда уходят души умерших. Дескать, этот вход реально существует, как существует и изображение сфинкса напротив входа в этот туннель. По прозрениям Севенарда перед смертью в той жизни он успел продиктовать и изобразить своим подчиненным ариям словарь петроглифов, которыми Фэб пользовался при создании Каменной книги на берегу Белого моря. Все события жизни Фэба после ухода с Севера описаны в наскальном тексте, который находится в районе местечка Сантуда в Таджикистане. Он является доказательством существования Фэба, так как петроглифы текста якобы совпадают с текстом Каменной книги, которая находится на дне водохранилища Беломорской ГЭС. Строится Сантудинская ГЭС, водохранилище которой затопит эти надписи, но пока они еще доступны. А вход в подземный мир и сфинкс в Таджикистане были затоплены водохранилищем Нурекской ГЭС, плотина которой самая высокая в мире. Такая высота плотины наводит на бесполезные уже сейчас размышления... Например, о том, почему в зону затопления водохранилищ чуть было не попал арийский город Аркаим на Южном Урале.

А о Каменной книге ходят легенды. Есть легенда, на мой взгляд совершенно безумная, что книгу видел Ломоносов, чем объясняется его карьера. А также, что ее видел Николай Гумилев, в 18 лет, в 1904 году, путешествуя по Русскому Северу. Тут уже, возможно, хотя бы есть полуправда, дескать, он ее не читал, но наводил справки о ней. Потому что Гумилева с докладом о Каменной книге якобы принимал у себя император Николай Второй. Дальнейшие исследования финансируются российской казной. Организуется экспедиция на Кузовской архипелаг, которая вскрывает там гробницу и находит уникальный гребень из золота. Севенард утверждает, что во время поездки летом 2005 года он обнаружил вскрытую гробницу (которую называет почему-то "гробницей королевы Моб") на вершине одной из сопок Русского Кузова.

Гребень, получивший название «гиперборейский», был найден на Кузовах экспедицией Российской академии наук под руководством исследователя русского Севера Визе в 1898 году. Вот как описывает сам Визе эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, перевернуть большую каменную плиту недалеко от пирамиды. Под плитой, к моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного-единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов".

По легенде этот гребень, великий князь Сергей Михайлович, преподнес (по просьбе Николая Второго) Матильде Кшесинской. И есть основания полагать, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге.
В художественной книге "Хрупкая вечность" (я понимаю, что по достоверности - это все равно, что ссылаться на "Код да Винчи") за этот гребень в 1904 году американская Ассоциация масонских лож предложила 6,5 млн. золотых рублей, что соответствует приблизительно $300 млн. по покупной способности в современное время.

Мне же за неполную неделю пребывания на Белом море доставались лишь осколки смыслов, к примеру, пока ехали в Кемь, проезжали Индоманку - левый приток Кемы. В ее названии я сразу увидел типичный санскритский корень "инд". Речек с этим корнем немало в местах предположительного расселения ариев: от Индигирки, Индоги, Индеги, Индиги, Индичйок на севере до знаменитой реки Инд в Индии.

А "Север" - волнующее слово, которое близко к смыслу сохранилось, пожалуй, в санскрите: "сверкать, сиять, излучать, гореть". По мере утраты смысла появляются лишние звенья, какое-то дублирование. Например, перед глазами многих при слове "север" возникает картина северного сияния. Но по исходному смыслу "север" - это уже "сияние, сверкание", и "северное сияние" получается как "сервисное обслуживание"...

"Ты помнишь как арии шли с Севера на Юг?", - неожиданно спросила меня в этом году одна женщина из Калуги, почему-то интуитивно решившая, что я родом из северной цивилизации.
"Не помню, маленьким был", - отвечал я...

Но если я ничего не помню - в отличии Константина Севенарда, почему не использовать подобное в художественных целях?
Я задумал такой текст прошлым летом (см. предисловие). Но, увы, пока не хватает слов.

А Гребенщиков уже чуть-чуть использовал ее в художественных целях.
"На каменных кострах ветер целует траву семи ветров", - так начинает он альбом "Гиперборея".
Действительно от Гипербореи не могли сохраниться кости, но остались камни...
Сейчас уже найдена пригоризонтная обсерватория гиперборейцев, которая, возможна, похожа на пригоризонтную обсерваторию Улугбека, развалины которой я в течение часа изучал под Самаркандом в августе 1986 года.

Поэт и путешественник Серебряного века Николай Гумилев, путешествуя в 1904 году по русскому Северу, увидел в районе города Беломорска в одной из глубоких лощин в устье реки Индель высеченные на каменном склоне иероглифы. Он был уверен, что это и есть легендарная Каменная книга, которая содержала изначальное знание о мире и стала первоисточником для мифов и легенд практически всех народов мира. Другое название книги – Голубиная, происходит от «голубиных» иероглифов, которыми написана книга. Для облегчения прочтения автор книги Феб оставил потомкам каменный же словарь символов, в котором иероглифам, обозначавшим, например звезды, солнце, человека, чайку или же дракона, соответствовало «пояснительное» изображение. Именно этот словарь и помог молодому Гумилеву расшифровать письмена Голубиной книги, упоминания которой содержатся в русских сказках, народной поэзии, даже в монастырских записях и житиях святых.

В наскальной Голубиной книге Гумилев прочитал некие откровения об
устройстве мира, физическом и духовном взаимодействии всего живого на планете,
которую более 100 тысяч лет назад населяли представители совсем другой
цивилизации, погибшей из-за изнурительной гражданской войны. Конфликт
разгорелся между виками, познавшими тайну философского камня и обладавшими
правом на вечную жизнь, и ариями, лишенными этой привилегии. После окончания
войны и гибели королевы Моб предводитель повстанцев Феб увел оставшихся в живых
ариев на юг.

С докладом о северной экспедиции и обнаруженной Каменной книге 18-летнего
Николая Гумилева принимал у себя император Николай Второй, который отнесся к
находке с чрезвычайной серьезностью, поэтому дальнейшие исследования Гумилева,
а также его обучение в Царскосельском лицее финансировались из царской казны.

Из текстов переведенной Гумилевым Каменной книги следует, что «Фэб похоронил
на острове, который по описанию совпадает с островом Немецкий кузов, под двумя
огромными курганами своих сына и дочь, а напротив, на острове, похожем на
Русский кузов, свою жену – королеву империи Виков – Моб».

Следуя текстам Каменной книги, Гумилев организует экспедицию на Кузовской
архипелаг, где вскрывает древнюю гробницу, в которой находит уникальный гребень
из золота 1000-й пробы (такой чистоты золота не удается достичь до сих пор).
Вот как описывал сам Гумилев эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой. Там, к моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов».

По легенде этот гребень, который получил название «Гиперборейский», великий князь Сергей Михайлович преподнес по просьбе императора Николая Второго балерине Матильде Кшесинской. «Есть все основания полагать, следуя семейным преданиям, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге», – говорит петербургский общественный деятель и исследователь Константин Севенард, который считает себя потомком Кшесинской. Косвенным доказательством является тот факт, что после Октябрьской революции 1917 года большевики в поисках уникального гребня одним из первых захватили именно этот особняк, а американские масоны предлагали самой Кшесинской продать гребень за 4,5 миллиона золотых рублей. Севенард, изучив все дневники и письма балерины, утверждает, что Кшесинская считала «Гиперборейский гребень» своеобразным катализатором революции.

Символична и дальнейшая судьба Н.Гумилёва. После первой революции он возглавил крупнейшую в истории России экспедицию в Африку на поиски легендарной земли Му, о которой он узнал из текстов Каменной книги. Коллекция, привезённая им и его племянником Н. Л. Сверчковым из Африки, по мнению специалистов, стоит на втором месте после коллекции Миклухо-Маклая. Расстрел Гумилева в 1921 году Константин Севенард тоже связывает с тайными знаниями, которыми наделила поэта Каменная книга и к которым, по его словам, очень неравнодушны масоны.

  1. Гражданская война андроидов и виков
    Зачем Юрий Андропов посещал вход в легендарную Шамбалу

    Эта версия развития человеческой цивилизации, пожалуй, будет еще покруче, чем, увы, знаменитые уже фоменковские со товарищи исторические аберрации… Вот вам сюжет для монументальной эпопеи…

    Давным-давно, как минимум 70 тыс. лет назад, то есть как раз во времена разгула неандертальцев в Европе, на русском Севере существовала прародина всех индоевропейцев (ариев). Мало того, это была не только прародина ариев, но и вообще всех народов Земли. А в роли непосредственных, так сказать, наших создателей выступали практически бессмертные существа более чем двухметрового роста – вики. В свою очередь, Империя виков – это земная колония некоей звездной цивилизации.

    Цивилизация хоть и звездная, но жизнь на русском Севере и 70 тысяч лет назад, видать, тоже была не сахар. Вот и пришлось викам создать (сегодня сказали бы – клонировать) себе помощников, тех самых ариев. То есть наших с вами пращуров – биологических роботов, андроидов. Тут-то и забродило то, что потом стали называть цивилизацией. Андроиды возьми да и начни самостоятельно размножаться! Это дело им понравилось настолько, что очень скоро вики просто утратили контроль за поголовьем ариев. (В общем-то это еще одна картинка к хорошо известному факту: технологии имеют свойство выходить из-под контроля – ядерное и биологическое оружие, интернет, секрет изготовления финикийского пурпура, клонирование овец и т.д.)

    Размножившиеся таким беспардонным способом арии начали требовать для себя равных со своими фактическими родителями, виками, прав – права на вечную жизнь прежде всего. Бессмертие викам обеспечивало некое вещество (снадобье), рецепт которого они хранили пуще, чем хранят сейчас рецепт какой-нибудь кока-колы. В общем, никто не хотел умирать! Слово за слово – дело дошло до гражданской войны. Лидером повстанцев ариев стал молодой человек по имени/фамилии Фэб. И хотя сражаться ему приходилось против технологически куда более продвинутого противника – королева Империи виков, например, летала верхом на драконах, а основой технологического могущества виков было нематериальное воздействие на материальный мир – Фэб победил.

    Последнее, что известно о команданте Фэбе, это что он похоронил своих сына и дочь на о. Русский Кузов в Белом море, заодно отгрохал там же подземный дворец и подался на Юг – искать вход в Шамбалу. Нашел он это отверстие в подземный мир (параллельную цивилизацию) на территории нынешнего Таджикистана. При штурме этого прохода он и сложил наконец-то свою буйную голову…

    Здесь вся эта героическая эпопея в стиле фэнтези заканчивается и начинается слезливая российская мелодрама.

    Оказывается, гражданская война виков с андроидами – а заодно все разгадки космологических тайн, включая рождение Вселенной, звезд и Солнца, – запечатлены в так называемой Каменной (другое ее название – Голубиная) книге. По крайней мере в этом уверен истинный ариец из Санкт-Петербурга Константин Севенард. Кстати, известная история с парнем по имени Прометей, подарившим огонь людям, тоже, оказывается, списана с Голубиной книги. «Фэб дал эту технологию ариям», – подчеркивает Константин Севенард.

    Откуда такая уверенность, спросите вы? Процитирую отрывок из пресс-релиза недавней пресс-конференции Севенарда в Москве.

    Ответить Удалить
  2. Ай-Петри — колыбель цивилизации

    Возможно, он — потомок Романовых. Возможно, он нашел следы древнейшей цивилизации. Возможно, он знает точное местонахождение тайника, где среди множества драгоценностей хранится уникальный артефакт...

    Возможно, ему пытаются помешать власть имущие, опасаясь, что он найдет нечто чересчур сенсационное. История его семьи похожа на детективный роман, завершения которому пока нет.

    Он — это Константин Севенард, бывший спецназовец, строитель, инженер-гидротехник, успешный бизнесмен, президент российской Промышленной компании «Гефест», публицист, исследователь исчезнувших цивилизаций. В свои неполные 39 Константин Юрьевич не только достиг серьезных вершин в бизнесе, но и принимал участие в боевых действиях (Югославия, Афганистан, Ангола, Приднестровье), был депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга и депутатом Госдумы РФ.

    При очень плотном графике работы (его секретари и помощники шутят: «Константин держит нас в черном теле!») только диву даешься, как у него на все хватает времени. Формула успеха Константина Севенарда проста: главное, определить приоритеты. Для него на первом месте семья — супруга и четверо детей. Кроме того, он успевает писать неплохие стихи и прозу.

    Недавно скандально известный в России исследователь (о его гипотезах шумела вся российская пресса, но об этом позже) приобрел особняк в поселке Никита. В конце мая он провел презентацию своей книги «Белый город» для крымских ученых и журналистов. Смелые заключения о местонахождении городов древнейших цивилизаций (некоторые из них — в Крыму), которые Константин готов подтвердить перед любым ученым советом, изумили не только слабоватых в науках журналистов, но и мэтров исторического факультета Таврического национального университета. Похоже, профессор Игорь Николаевич Храпунов всерьез заинтересовался вопросом и наверняка примет участие в дальнейших исследованиях Севенарда.

    «Мой интерес к истории Египта и всего Древнего мира, — пишет К. Севенард, — объясняется, наверное, и тем, что я родился в Египте, где мои родители, тоже инженеры-гидротехники, участвовали в строительстве Асуанской плотины. Там родился и детский вопрос, на который я ищу ответ всю свою жизнь: «Куда смотрит Великий Сфинкс?»

    Как позже выяснил Константин, направление взгляда Сфинкса стало некой невидимой осью, вдоль которой следовало войско Александра Македонского.

    После Египта семья Константина Юрьевича перебралась в Таджикистан, где тогда строилась самая высокая в мире плотина Нурекской ГЭС. Таджикские легенды связывают многие места в этом районе с именем Александра Македонского. Это и Согдийская скала, и озеро Искандер-Куль в трехстах километрах от Нурека.

    На одной из скал Константин увидел гигантское изображение Сфинкса. У его передних лап чернел вход в большую пещеру. Он убедил отца, который был начальником строительства ГЭС, чтобы занятые на стройке альпинисты обследовали пещеру и борозду, которая очерчивала изображение. Вывод был однозначен: и пещера, и контур Сфинкса — искусственного происхождения. Однако, несмотря на значимость находки, поступил сигнал «сверху» — продолжать стройку. В итоге Сфинкс и вход в туннель были затоплены.

    Позже Константин не раз возвращался в воспоминаниях к Сфинксу на скале, к туннелю, в который, по легенде, спускался Александр Македонский. Оставив войско в ущелье Великого Сфинкса, вернулся он совсем другим путем: по преданию, поднялся внутри большого прозрачного шара со дна озера. Его потом стали называть именем великого полководца — Искандер-Куль (по-таджикски). Севенард утверждает, что это озеро почти правильной формы, опоясанное отвесными берегами, а в них выбита узкая колея дороги, — тоже не природного происхождения. И подобных открытий Константин сделал немало.

    Ответить Удалить

    Ответы

    1. В прошлом году Константин Севенард совершил экспедицию на Белое море. Вместе со своими единомышленниками исследовал Кузовской архипелаг, и находки Белого моря вполне могут изменить взгляд на историю мира. По мнению исследователя, на дне водохранилища Беломорской ГЭС находится легендарная и таинственная Каменная книга. Упоминания о ней (другое название — Голубиная) есть у Николая Рериха и многих поэтов-символистов. Есть предположения, что ее видел Ломоносов, чем вполне может объясняться его необычайная карьера.

      Возможно, Николай Гумилев, путешествуя по русскому Северу, тоже видел Каменную книгу. С докладом о ней Гумилева принимал Николай II, который отнесся к находке весьма серьезно. Потом по протекции императора Николая Гумилева устроили в Царскосельский лицей, а дальнейшие его исследования финансировались российской казной. Следуя текстам Каменной книги, Гумилев организовал экспедицию на Кузовской архипелаг, где на острове Русский Кузов вскрыл гробницу королевы Моб. Там он нашел уникальный гребень из золота 1000-й пробы, получивший название «гиперборейского».

      Вот как описывал сам Гумилев эту находку: «...Мы сумели вскрыть это захоронение, сделанное в форме склепа. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. в могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, наверху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов».

      По семейной легенде Севенардов, этот гребень великий князь Сергей Михайлович преподнес по просьбе Николая II Матильде Кшесинской, которая была прабабушкой Константина Севенарда. Он полагает, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге. Существование гребня может стать бесспорным доказательством достоверности событий, описанных в Каменной книге. Однако извлечь его пока не удается.

      Об истории любви наследника российского престола Николая Александровича Романова и молодой талантливой балерины Матильды Феликсовны Кшесинской с последние годы написано немало. Принято считать, что их роман завершился незадолго до официального бракосочетания Цесаревича. Однако есть свидетельства, что и после женитьбы и коронации император неоднократно встречался с балериной.

      В сентябре 1910 года император проживал в Константиновском дворце без семьи. Матильда Кшесинская провела всю осень 1910 и зиму 1911 года на даче, которая была отделена от императорского дворца лишь небольшим каналом. Тогда балерина редко появлялась в столице, а весной и летом вообще пропала из поля зрения светского общества. Она жила в имении родственников своей подруги, которое принадлежало дворянам Севенардам. Здесь же жил ее родной брат со своей молодой женой. Они провели в имении Севенардов все лето и осень 1911 года и возвратились в Санкт-Петербург лишь в ноябре с девочкой Целиной, которая, по метрикам, родилась в октябре, хотя молодоженов наблюдали с маленьким ребенком почти все лето. В будущем о балетных успехах Целины скажут: «Как она похожа на сцене на великую Матильду...»

      Спустя много лет, когда Матильда Феликсовна уже жила во Франции, она пыталась встретиться с Юрием Севенардом, сыном Целины. Ей было уже за 90, но знаменитая Матильда была готова приехать в Одессу, чтобы встретиться с родственниками. Допустить эту встречу государство не могло.

      — Есть семейная легенда, — рассказал Константин Севенард, — которая многочисленными фактами, фотографиями, пленками и письмами, подтверждает, что моя бабушка — дочь Матильды Кшесинской и императора Николая II. Во всяком случае, ее рождение овеяно определенной тайной. В сохранении тайны участвовало Третье управление царской охранки. Даже когда она была маленькой девочкой, ей отдавались царские почести, это видно по фильму 1914 года, который сохранился в семейном архиве. Так что, наверное, мы чем-то связаны.

      Удалить
    2. Кстати, по настоянию Николая II Гумилев продал найденный им артефакт, гиперборейский гребень, великому князю Сергею Михайловичу, который в то время был уже практически супругом Матильды Феликсовны. Известно, где находится тайник с ценностями, мои родственники присутствовали при его создании.

      В этом тайнике, по словам Севенарда, находятся коллекция бриллиантов, украшения Фаберже. Матильда Феликсовна была одной из самых богатых женщин России, и до революции она в огромных количествах скупала украшения, переводила свои капиталы в ювелирные ценности. Эти ценности могут по праву считаться достоянием страны. Константин Севенард уверен, что большая часть уникальных изделий Фаберже находится именно в тайниках Кшесинской.

      — Если тайник будет открыт, — заверил Константин Юрьевич, — все бесспорно будет принадлежать государству. По нашим законам все культурно-исторические ценности до 1917 года принадлежат государству, мы не возражаем и не претендуем на них. Чтобы извлечь его, уже разработан проект, согласованный со всеми инстанциями, нет только подписи министра культуры РФ. Я с ним неоднократно встречался, и формально он не против, что мы проведем эти работы. Но он мне дал понять, что мешают некие силы, то ли наверху, то ли сбоку, что не очень понятно. Вопрос под разными предлогами затягивался практически пять лет, был дан временный отказ по непонятным причинам. Хотя проект защищен, его «высокий» уровень отмечен профессиональными инстанциями.

      Константин Севенард не только оплатил разработку проекта, он готов собрать команду профессионалов, которая займется извлечением тайника, он готов профинансировать все работы. Все это — ради любви к истории и расширения границ человеческих знаний. Но несмотря ни на что, властные структуры не дают этому проекту «зеленый свет». Может, действительно, что-то скрывают?

      Дом в поселке Никита Константин Севенард купил неспроста. На полуострове он также собирается заняться исследованиями, которые могут привести ученых к сенсационным открытиям. Согласно его гипотезе, недалеко от Керчи, рядом с Аджимушкайскими каменоломнями, находился один ведущих центров древнейшей державы Гипербореи, который называли Новым Царь-градом. По легенде он находился недалеко от Ирийских гор, а это, уверен Севенард, современные Крымские горы. Рельеф местности возле Керчи показался ему очень интересным. В плане — правильная геометрическая форма — арка и круг в центре. Это могли быть огромные городские стены и, видимо, верхушка гигантского амфитеатра. Все это замыто песком сверху, как инженер-гидротехник Севенард утверждает, что эта древнейшая цивилизация владела технологией гидронамыва.

      Кроме того, в Крыму Севенард рассчитывает найти подтверждение своей гипотезы о том, что священная Ирийская гора Алатырь, иначе — Белая гора, на склонах которой был священный сад, сегодня — гора Ай-Петри. Никитский сад и Воронцовский парк значительно древнее, чем самые старые постройки на их территориях!

      — Я предполагаю, что эта священная Белая гора — это действительно гора Ай-Петри. Это не только мои предположения, есть много фактов, это подтверждающих. В ведах славян прямо сказано, что «...Вышли мы от Ирийских гор и шли век, и покорили Европу». По готскому преданию, цари трех объединившихся племен, которые захватили Европу, в знак особого уважения были похоронены в священном Ирийском саду, — Константин, кажется, совершенно уверен в своих предположениях, но подтвердить их требует наука. — Водитель, который со мной в Ялте работает, показал случайно вскрытые в 1991 году захоронения из трех могил в Никитском ботаническом саду. Кости там валяются до сих пор — к стыду местных властей. Представляете, если это останки великих готских царей, которые покорили Европу? А это не исключено.

      Удалить
    3. — Место недалеко от Керчи, рядом с Аджимушкайскими каменоломнями, требует профессионального исследования крымских археологов, а я чем могу — помогу, поучаствую с удовольствием, — пообещал К. Севенард. — Я убежден, что нашему народу не 1300 лет, а как минимум — три тысячи. Смотря на всех вас, красивых, я в этом убежден. Мы ничуть не моложе европейцев, а на мой взгляд — древнее, умнее, наша культура глубже и богаче. По крайней мере, не уступает европейской.

      Если гипотезы Константина Севенарда подтвердятся, Крым можно будет по праву считать едва ли не колыбелью цивилизации и центром мира. Только представьте, какой поток туристов потянется на наш полуостров. Главное, чтобы власти автономии с вниманием отнеслись к проекту и хотя бы не препятствовали, как это произошло с тайником Кшесинской в Петербурге.

      http://yalta.org.ua/kurier/news.php?id=1150704598

      Удалить
  3. В 2005 году состоялась также экспедиция Константина Севенарда на Белое море.
    Это такой общественный деятель Санкт-Петербурга, который говорит что в нем с детства присутствует память о прошлой жизни, причем жизни совершенно конкретного субъекта, его имя Фэб или Фаб. Я с уважением отношусь к людям, которые помнят прошлые жизни, только если в этой прошлой жизни человек не помнит себя как Нефертити. Это уже напоминает психическое расстройство, согласитесь. А мальчик Костя шокировал своих родителей, рассказывая о некоторых вещах, которых ребенок знать не может. Так, в Таджикистане он рассказывал о штурме некоего города, который находился рядом со входом в подземный мир, куда уходят души умерших. Дескать, этот вход реально существует, как существует и изображение сфинкса напротив входа в этот туннель. По прозрениям Севенарда перед смертью в той жизни он успел продиктовать и изобразить своим подчиненным ариям словарь петроглифов, которыми Фэб пользовался при создании Каменной книги на берегу Белого моря. Все события жизни Фэба после ухода с Севера описаны в наскальном тексте, который находится в районе местечка Сантуда в Таджикистане. Он является доказательством существования Фэба, так как петроглифы текста якобы совпадают с текстом Каменной книги, которая находится на дне водохранилища Беломорской ГЭС. Строится Сантудинская ГЭС, водохранилище которой затопит эти надписи, но пока они еще доступны. А вход в подземный мир и сфинкс в Таджикистане были затоплены водохранилищем Нурекской ГЭС, плотина которой самая высокая в мире. Такая высота плотины наводит на бесполезные уже сейчас размышления... Например, о том, почему в зону затопления водохранилищ чуть было не попал арийский город Аркаим на Южном Урале.

    А о Каменной книге ходят легенды. Есть легенда, на мой взгляд совершенно безумная, что книгу видел Ломоносов, чем объясняется его карьера. А также, что ее видел Николай Гумилев, в 18 лет, в 1904 году, путешествуя по Русскому Северу. Тут уже, возможно, хотя бы есть полуправда, дескать, он ее не читал, но наводил справки о ней. Потому что Гумилева с докладом о Каменной книге якобы принимал у себя император Николай Второй. Дальнейшие исследования финансируются российской казной. Организуется экспедиция на Кузовской архипелаг, которая вскрывает там гробницу и находит уникальный гребень из золота. Севенард утверждает, что во время поездки летом 2005 года он обнаружил вскрытую гробницу (которую называет почему-то "гробницей королевы Моб") на вершине одной из сопок Русского Кузова.

    Гребень, получивший название «гиперборейский», был найден на Кузовах экспедицией Российской академии наук под руководством исследователя русского Севера Визе в 1898 году. Вот как описывает сам Визе эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, перевернуть большую каменную плиту недалеко от пирамиды. Под плитой, к моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного-единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов".

    Ответить Удалить

    Относительно истории планеты и ее 2-ой полноподобной волны жизни..
    Когда-то, прибл. 1,15 млн.лет назад и в иногалактике – сопряженной с вами геометрически, но других параметрических характеристик было начато расселение полноподобной жизни, и те люди смогли через портал в одном из рукавов переместиться в ваши координаты –прямовосходящего принципа организации галактики Млечный Путь
    (ино галактика, которую вы нигде не найдете в ваших координатах 0НВО, именуется Звездный Ветер, и она находится в другой линии их общего заряда, и ее жизнь никак не пересекается с вашею, поскольку их кооэф.создания другие нежели ваши, и лишь при достижении соотв. уровней и способностей вы обретете возможность перейти в их координаты, через 10000 лет прибл.), и проведя длительные экспедиции они открыли Землю, в исторической эпохе позднего палеолита, когда вы – все были питекантропами, и они оставили на планете несколько наблюдательных баз, и вернулись сюда для полного обживания планеты лишь 258 тыс.лет назад, и около 120 тыс.их расселилось по планете, повсюду давая очень серьезный прогресс вашим сообществам, которые жили в эпоху собирательства и кочуя по местам обитования…И в следующие 123 тыс.лет ими и вами было построено множество городов и государств, вы шагнули в их водительстве и направлении очень далеко, численность населения планеты на всех материках достигла 23 млн.человек, на всех континентах были организованы первичные структуры самоуправления и матриархата, поскольку так было организовано общество инолюдей..
    Но через те же порталы около 125 тыс.лет назад в вашу галактику переместились и другие инолюди – Эгдорианцы -поклонники доктрины хаоса и нарастания энтропии, и они вступили в жесткую схватку с первыми инолюдьми, и около 84 тыс.лет назад вторые смогли разрушить базы Эшдорианцев и захватили контрольные порталы в иногалактику, чем отрезали их от родины и ее поддержки…
    А вообще Эшдорианцы –существа некоторого братства (идеомы и доктрины восхождения всех форм жизни и прогресса всеобщего..), адепты и служители которого были осведомлены о создании жизни полноподобной и гуманоидной во всей четверке галактик от их общей платформы и ее первозаряда – от которых люди создатели, затем люди боги, инолюди и наконец –вы прямовосходящего принципа организации –конечной в этой четверке, 2-ая полноподобная волна жизни планеты...И они жили по 150-170 тыс.лет, были экстрасенсами по современному и знали и атомарную организации и первополевую, обладали технологиями изменения сцепления нуклонов и коэгортонов, владели частично силами близкодействия и дальнодействия, гравитациооными преобразованиями и даже могли видеть сквозь время до 1-2 млн.лет, что давало им возможности просто фантастические для сегодняшнего человечества, и это они были для вас богами со звезд, их фигуры и изображения сохранились еще в некоторых уголках Земли, они воздвигли на планете содружество государств (Эсвантии и Амазонии, см.ниже…) на всех 5 континентах, они совершали полеты на их кораблях практически по всей галактике, и дали в те времена начала науки и всеобщей организации, открывали порталы в смежные планы планеты и даже другие планеты, и тогда все государства жили в гармоничном союзе и их управлении всеобщем…и ростом около 2,2 метра в среднем. И именно их инженеры и адепты возводили грандиозные сооружения – обсерватории и храмы, города и святилища для управления силами планеты, в том числе каменные реки и дороги по всем континентам, акведуки и подземные убежища, которые еще будут найдены вами (хорошо спрятаны и достаточно глубоко..).

    Ответить Удалить
  4. (до 57 видов и их разновидностей, все кто оставался после предыдущего ледникового периода(2-го) – от 125 до 119 тыс.лет назад…когда Эшдорианцы еще полностью правили на планете и способствовали развитию и прогрессу духовному и технологическому местной волны жизни, которые и есть мы…)
    а оставшиеся составы людей направляемые протекторатом эсгодорианцев не смогли сохранить в дальнейшем их знания и технологии, и около 46 тыс.лет назад начались войны и столкновения целых народов всех континентов в борьбе за территории и доминирование, в результате которых погибли практически все города построенные при руководстве Эшдорианцев, до 890, город Вечности и город Звездный, города Матери и Отца, все их абсерватории и храмы, научные и общественные сооружения, все это сейчас во множестве и в разрушенном виде осталось и на территории Урала и Сибири, Алтая и всей Евразии и других континентов, все мегалитические постройки изучаемые современными исследователями и прогрессорами, их последователями и приверженцами, и все это наследие былых времен оставили ваши предки и водительство Эшдорианцев…(и храмы в Сирии -Пальмира, и Баальбек, и другие грандиозные храмы и святилища на всех континентах…)…и это они построили каменные реки в Сибири и на Алтае- поскольку были ясновидцами и видели движение силовых потоков всех 4 типов жизни планеты –камня, воды, воздуха и огня недр, построили множество мест управления стихиальными силами –для управления погодой и даже климатом, ведь во времена до последнего ледника климат был очень благоприятный, умеренный, и даже на полюсах температура не опускалась ниже 7-8 градусов зимою, что обеспечивало очень гармоничные условия жизни на всех континентах…
    И конечно эти события не обошлись и без участия других составов уже нашей галактики, которые знают все – Орионцы и Сириусяне, Веганцы и другие, которые находятся в других координатах нежели 0НВО, и проводили политику похожую на политику Эгдорианцев –хаоса и деградации, проверок и испытаний, ложных принципов и замены постоянного составов на свой, которые жили по принципу незнания и направленности в прошлое,
    (старое лучше нового – это их девиз и кредо, и направление временных специализаций в сторону прошлого, древних принципов выживания и первожизни – суровых циклов молодости любой ветви жизни нашего первоздания…)
    поскольку они были и остаются эгомодифицированными, т.е они по характеру такие и лишь через миллионы лет будут переходить в положительные инсталляции и масштабы, а вы – в ближайшие годы, что делает в дальнейшем невозможным для них оставаться в вашей звездной системе и вести вас. И эти пришлые со звезд галактики были и остаются в водительстве Эгдорианцев и еще одной ветви с иногалактики – но не сопряженной с нашею а других принципов жизни – зеркальной, которые живут отходными и негативными энергиями которые для вас неприемлимы, и они дали приказ ввести в ваши структуры и поля модификационные коды и исказили вашу генетику для выработки вами пригодной для них энергии, что лишило вас большинства ваших возможностей уже к концу последнего ледникового периода, когда ваша звездная система по большинству координат и временных категорий вошла и полноподобной эгорисдиминой (вашею средою атомарно –ядерною, и 0НВО – на которую вы настроены своим сознанием бодрствующего принципа вообще-вообще, как это практически понимается, и которым вы считываете этот текст с экрана компьютера, и с вами еще до 2000 существ вашего же состава, аналогичного вам масштаба…) и до 75% всех конструкций и их суперсборок, градаций и мест всеобщей жизни, в которых расположены ваши заряды и подложки, базы и основы, тела и организмы, прогрессии и развертки их и всего вашего протогенезиса – индивидуального и всеобщего.

    Ответить Удалить

Поэт Николай Гумилев бывал в Африке неоднократно. И как путешественник, и как руководитель экспедиции. Он посетил Египет, Французский берег Сомали, но главной его целью была Абиссиния.

Когда именно поэт Николай Гумилев побывал впервые в Египте — вопрос дискуссионный. То ли в 1907 году, то ли в 1908. «Версии 1908 года» придерживалась А. А. Ахматова, что было решающим аргументом для многих исследователей и биографов Гумилева. Сам же Гумилев отнюдь не опровергал факт своего путешествия в Египет в 1907 году, хотя и не подтверждал его.

Поэт долго мечтал о поездке в Африку, но его отец был против. Он утверждал, что не даст Николаю ни денег, ни благословения на такое «экстравагантное путешествие» до окончания университета. С 1906 года Николай Гумилев жил в Париже: слушал лекции по французской литературе в Сорбонне. Он сумел сэкономить нужные для поездки средства из денег, которые ему высылали родители.

Незадолго до поездки он сделал предложение руки и сердца Анне Горенко, которая вскоре станет известной поэтессой Анной Ахматовой, и получил отказ. Возможно, этот отказ тоже повлиял на решение 21-летнего Николая отправиться в Африку — таким образом он хотел доказать возлюбленной, что достоин быть рядом с ней.

Информации о поездке 1907 года крайне мало. От родителей путешествие тщательно скрывалось. Якобы, предусмотрительный Николай заранее написал родным несколько писем, и друзья отправляли их в Россию каждые десять дней.

2 Вторая поездка. Египет

О поездке Гумилева в Египет в 1908 году можно говорить с большей уверенностью. Утром 10 сентября 1908 года он приехал в Одессу и в тот же день на пароходе Русского общества пароходов и торговли «Россия» отправился в Синоп. Там пробыл 4 дня в карантине. Дальше — в Константинополь.

1 октября Гумилев прибыл в Александрию, 3-го — в Каир. Он осматривал достопримечательности, посетил Эзбекие, купался в Ниле. Из Египта Николай Гумилев писал В. Я. Брюсову: «Дорогой Валерий Яковлевич, я не мог не вспомнить Вас, находясь «близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра». Но увы! Мне не удается поехать в глубь страны, как я мечтал. Посмотрю сфинкса, полежу на камнях Мемфиса, а потом поеду не знаю куда, но только не в Рим. Может быть, в Палестину или Малую Азию».

Но на путешествие в Палестину и Малую Азию у поэта не хватило денег. И он отправился на родину.

3 Третья поездка. Французский берег Сомали

30 ноября 1909 года Гумилев снова отправился в путешествие. 1 декабря он прибыл в Одессу. Оттуда морем в Варну, Константинополь, а затем — в Александрию. 12 декабря Гумилев был в Каире, 16 декабря — в Порт-Саиде, 19−20 декабря — в Джедде, а 22−23 декабря — в Джибути. Из Джибути 24 декабря Гумилев выехал на мулах в Харар. В дороге он охотился на зверей.

В письме В. И. Иванову поэт писал: «Я прекрасно доехал до Джибути и завтра еду дальше. Постараюсь попасть в Аддис-Абебу, устраивая по дороге эскапады. Здесь уже настоящая Африка. Жара, голые негры, ручные обезьяны. Я совсем утешен и чувствую себя прекрасно. Приветствую отсюда Академию Стиха. Сейчас пойду купаться, благо акулы здесь редки».

А Брюсову Гумилев писал уже из Харара: «Вчера сделал двенадцать часов (70 километров) на муле, сегодня мне предстоит ехать еще восемь часов (50 километров), чтобы найти леопардов. Так как княжество Харар находится на горе, здесь не так жарко, как было в Дире-Дауа, откуда я приехал. Здесь только один отель и цены, конечно, страшные. Но сегодня ночью мне предстоит спать на воздухе, если вообще придется спать, потому что леопарды показываются обыкновенно ночью. Здесь есть и львы, и слоны, но они редки, как у нас лоси, и надо надеяться на свое счастье, чтобы найти их». До Аддис-Абебы тогда Гумилев не добрался, из Харара он отправился в обратный путь.

4 Четвертая поездка. Абиссиния

Осенью 1910 года Николай Гумилев снова отправился в Африку. 12 октября он прибыл в Каир, 13 октября — в Порт-Саид, 25 октября — в Джибути. На следующий день после прибытия в Джибути Гумилев поехал по узкоколейке в Дире-Дауа. Оттуда Гумилев намеревался все-таки попасть в Аддис-Абебу. Железная дорога дальше не шла, ее только начали строить. Путь снова лежал в Харар, снова на муле.

В Хараре дни шли за днями, а Гумилеву все не удавалось найти караван, с которым можно было отправиться в Аддис-Абебу. Только в конце ноября представился случай уехать на муле с большим караваном, идущим в столицу страны.

Пройдя пустыню Черчер, Гумилев достиг Аддис-Абебы. Поселился в «Hotel d’Imperatrisse», потом переехал в «Hotel Terrasse». Там его обокрали. Аддис-Абеба была совсем молодым городом. В центре стояло несколько европейских двух- и трехэтажных домов, окруженных хижинами с тростниковыми крышами. На холме возвышался дворец негуса. Целыми днями Гумилев бродил по улицам, наблюдая местную жизнь.

Гумилев был с визитом у русского миссионера в Абиссинии — Бориса Александровича Черемзина, потом, подружившись с ним, несколько раз бывал у него. Вместе с Черемзиным 25 декабря Гумилев присутствовал на парадном обеде во дворце негуса в честь наследника абиссинского императора Лидж-Ясу.

Из Аддис-Абебы в Джибути Гумилев опять шел через пустыню и с местным поэтом ато-Иосифом собирал абиссинские песни и предметы быта. В конце февраля 1911 года из Джибути на пароходе через Александрию, Константинополь, Одессу Гумилев отправился в Россию. Он был болен сильнейшей африканской лихорадкой.

5 Пятая поездка. Абиссиния

Самая известная поездка Гумилева в Африку состоялась в 1913 году. Она была хорошо организована и согласована с Академией наук. Сначала Гумилев хотел пересечь Данакильскую пустыню, изучить малоизвестные племена и попытаться их цивилизовать, но Академия отклонила этот маршрут как дорогостоящий, и поэт вынужден был предложить новый маршрут: «Я должен был отправиться в порт Джибути в Баб-эль-Мандебском проливе, оттуда по железной дороге к Харару, потом, составив караван, на юг, в область, лежащую между Сомалийским полуостровом и озерами Рудольфа, Маргариты, Звай; захватить возможно больший район исследования; делать снимки, собирать этнографические коллекции, записывать песни и легенды. Кроме того, мне предоставлялось право собирать зоологические коллекции». Вместе с Гумилевым в качестве фотографа в Африку поехал его племянник Николай Сверчков.

Сначала Гумилев отправился в Одессу, затем в Константинополь. Там он познакомился с турецким консулом Мозар-беем, ехавшим в Харар; путь они продолжили вместе. Они направились в Египет, оттуда — в Джибути. Путники должны были отправиться вглубь страны по железной дороге, но через 260 км поезд остановился из-за того, что дожди размыли путь. Большая часть пассажиров вернулась, но Гумилев, Сверчков и Мозар-бей выпросили у рабочих дрезину и проехали 80 км поврежденного пути на ней. Из Дире-Дауа поэт отправился караваном в Харар.


Улица в Джибути. Фото из коллекции Кунсткамеры

В Хараре Гумилев купил мулов. Там же он познакомился с расом Тэфэри, губернатором Харара, который впоследствии стал императором Хайле Селассие I. Из Харара путь лежал через малоизученные земли галла в селение Шейх-Гуссейн. По пути пришлось переправляться через быстроводную реку Уаби, где Николая Сверчкова чуть не утащил крокодил. Вскоре начались проблемы с провизией. Гумилев вынужден был охотиться для добычи пропитания. Когда цель была достигнута, вождь и духовный наставник Шейх-Гуссейна Аба-Муда прислал экспедиции провизию и тепло принял ее. Записав житие Шейх-Гуссейна, экспедиция двинулась в город Гинир. Пополнив коллекцию и набрав в Гинире воды, путешественники пошли на запад, в тяжелейший путь к деревне Матакуа.


Абиссинская церковь и строящаяся колокольня в Хараре. Фото из коллекции Кунсткамеры

Затем, 26 июля, африканский дневник Гумилева прерывается. 11 августа экспедиция дошла в долину Дера. Затем Гумилев благополучно добрался до Харара и в середине августа уже был в Джибути, но из-за финансовых трудностей застрял там на три недели. В Россию он вернулся 1 сентября.