March 5th, 2018 , 09:00 am

Итак, парк Ретиро. Скульптура Падшего ангела является одним из немногих в мире изображений дьявола. И, надо сказать, его личность не вызывает сильной неприязни, больше напоминая страдающего от своей непокорности человека.


Вообще, памятников здесь много, и многие хороши. Мигель Мойя был основателем и первым президентом Ассоциации прессы Мадрида. Рядом с ним фигуры репортёра и наборщика.

Генерал Арсенио Мартинес де Кампос принимал активное участие государственных делах, что не редкость для Испании. В том числе, принимал участие в боевых действиях на Кубе против повстанцев, боровшихся за её независимость.

Изображение древнего стоматолога?...

Скульптуры много. Часть из неё выглядела вполне по-домашнему.


Здание дворца Веласкес было построено в парке Ретиро в 1881-1883 года для Национальной выставки, проходившей в мае-ноябре 1883 года.
Дворец назван в честь своего архитектора.
После выставки правительство решило сохранить здание. Сегодня дворец Веласкес принадлежит министерству культуры Испании. В нем находится зал современного искусства Центра искусств королевы Софии.

Хрустальный дворец возведён в 1887 году для показа флоры и фауны из Филиппин.

Памятник королю Альфонсо XII мы уже смотрели издалека в предыдущей части.

У его подножия множество людей.


Постамент изобилует скульптурными группами, которые и сами по себе являются законченными композициями.
Аллегория мира.

Аллегория прогресса.

Хороши барельефы.


Гордые и строгие львы наблюдают за отдыхающими.

Шикарная колоннада обрамляет памятник со стороны берега.

Здесь можно качественно отдохнуть.

А этот интересный памятник остался для меня неизвестным.

Покидаю Ретиро. Церковь Сан Мануэль и Сан Бенито строилась с 1902 по 1910 годы на деньги от завещания каталонского предпринимателя итальянского происхождения Дона Мануэля Кавихиоли и его жены Бениты Мауриси, которые в ней ныне погребены. С 1954 года храм является местом нахождения редакции журнала "Религия и культура".

Ворота Алкала сооружались с 1770 по 1778 годы. В древности на этом месте находилась застава Алкала с крепостными стенами. Позднее - арка, построенная по приказу короля Филиппа II в честь въезда в Мадрид его жены, Маргариты Австрийской. У ворот пять арок: три центральные предназначались для экипажей, а две боковых - для пешеходов. Открытые ежедневно, на ночь они закрывались на решетку.

Дворец де Линарес построен в 1873 году архитектором Карлосом Колуби для финансиста Хосе Мурга (Маркиза де Линарес).
В течении XX века дворец менял владельцев, и в 1992 году здесь был размещен общественно-политический центр Дом Америки.

Дворец связи строился с 1904 по 1917 годы. В настоящее время здесь работает городской совет Мадрида. Надпись на фасаде гласит: "Добро пожаловать, беженцы!". Трудно сказать, насколько искренна эта фраза. Но к тому времени засилья мигрантов я в городе не заметил.

Фонтан Сибелес изображает богиню плодородия земли Кибелу (в испанском варианте - Сибелес), едущую на колеснице с двумя львами, в которых богиня Афродита превратила Гиппомена и Аталанту , заставив их в качестве наказания вечно везти эту колесницу.

Вдаль уходит улица Алькала. Это самая длинная магистраль города.

Пересекаемая улица.

Неоднократно на крышах домов наблюдались шикарные квадриги.

До сих пор велосипедисты встречались мне не слишком часто. Думаю, что в Петербурге их плотность выше. Велопарковка предлагает электровелосипеды. Как я понял, электропривод помогает крутить педали.

Медведь и земляничное дерево на площади Пуэрта-дель-Соль. Между прочим, это один из символов города.

Дом Почты построен в 1761 году. Бой часов, установленных на его башне, 31 декабря оповещает испанцев о начале Нового года. В настоящее время в здании располагается правительство автономной области Мадрид.


Словосочетание "архитектура Испании" у большинства людей вполне закономерно вызывает образ Барселоны с ее выдающимися шедеврами от великого каталонского зодчего Антонио Гауди. Однако современная Испания - это страна с поразительной архитектурой, которая ни в чем не уступает другим развитым государствам. В нашем обзоре представлены 25 выдающихся примеров современной архитектуры Испании.





Музей рисования и иллюстрации в Мадриде - самый современный в Испании. Музей ABC состоит из небольших кафе, магазинов, реставрационных помещений и непосредственно двух выставочных залов, в которых демонстрируется богатая коллекция произведений всевозможных направлений изобразительного искусства, скульптуры, анимации и графического дизайна. Помимо выставок, в стенах музея проходят различные культурные мероприятия, обучающие мастер-классы и курсы.





Удивительный дом BF House, расположенный на холме в городе Кастильон - отличный пример грамотной организации пространства, способствующей максимально комфортному проживанию. BF House представляет собой огромную плиту, лежащую на 3 V-образных металлических опорах, несущих вес всего здания. Одним из важнейших принципов, заложенных авторами в этот проект, стало максимальное осветление интерьеров за счет стеклянных стен.

3. Небоскреб Agbar Tower в Барселоне





Возведенный в 2004 году современный небоскреб Agbar Tower - творение известного французского архитектора Жана Нувеля. Форма здания и дизайн фасада призваны воплощать водную стихию Испании и очертания гор Монсеррат, находящихся в Каталонии. Фасад здания поражает разнообразием цветовых решений, которые достигаются с помощью разноцветных металлических панелей с 4000 устройств подсветки. Эти элементы образуют сложные цветовые комбинации, что создает эффект «пикселизации». Однако издалека все пиксели сливаются, и Agbar Tower кажется переливающимся всеми цветами радуги. 38-этажное здание стало одним из важнейших символов новой Барселоны.





Знаменитый шедевр от испанца Сантьяго Калатравы, пешеходный мост Аламильо, был сооружен в 1992 году в Севилье. Уникальность 200-метрового полотна, проложенного через реку Гвадалаквир, состоит в том, что его вес держит всего одна опора и 13 натянутых стальных кабелей. В ночное время окрашенный полностью в белый цвет мост приобретает очень живописную окраску.





Современный комплекс центра кулинарных искусств был возведен в 2011 году в городе Гипускоа. Архитектура этого объекта, не способная оставить равнодушным даже самого далекого от архитектуры человека, формируется с помощью хаотично расположенных друг на друге криволинейных поверхностей. В состав здания входят помещения для обучения студентов кулинарных институтов, лекционные залы, кафе, магазины и даже собственная мини-ферма. Стоит отметить, что Центр кулинарных искусств был номинирован на награду Plataforma Arquitectura как лучший архитектурный объект 2011 года, но занял почетное третье место.

6. Многофункциональная спортивная арена "Бильбао Арена" в Бильбао


Многофункциональная спортивная арена "Бильбао Арена



"Бильбао Арена


Открытая в 2010 году многофункциональная спортивная арена в Бильбао - одна из самых экологичных в мире. В этом спортивном объекте в основном проводятся баскетбольные матчи, однако в последнее время в нем все чаще проходят музыкальные концерты и различные культурные мероприятия. Также на территории арены расположены спортивные залы и бассейн.

7. Вилла "Дом для жизни" в Пальма-де-Майорке


Вилла "Дом для жизни" в Пальма-де-Майорке



"Дом для жизни" в Пальма-де-Майорке


Вилла "Дом для жизни", архитектура которого не имеет аналогов в мире, была построена в 2009 году в главном курортном городе Испании, Пальма-де-Майорке. Дом состоит из двух корпусов - прямоугольного в плане и криволинейного. В первом находятся гостиная, спальни, гостевые и кухня-столовая, а во втором - кабинет и домашний кинотеатр. Также в состав жилой группы входит потрясающей по красоте бассейн, соединенный с основной территорией декоративной лестницей.

8. Здание городского муниципалитета в Бильбао


Вилла "Здание городского муниципалитета в Бильбао




Необычное по форме современное здание городского муниципалитета Бильбао было построено в центре города. По своему предназначению этот шедевр деконструктивизма от IMB Architects должен заменить старую ратушу Бильбао, построенную еще в 90-х годах XX века. В здании находятся выставочные залы, кафе, рестораны, переговорные комнаты, офисы и залы для конференций.





Здание Форума было спроектировано швейцарским тандемом архитекторов Herzog & de Meuron и построено специально для проведения в столице Каталонии Форума Культур в 2004 году. В плане это авангардное здание представляет собой равносторонний треугольник со сторонами по 180 метров и высотой 25 метров. Особый интерес привлекают фасады здания с криволинейными стеклянными панелями, растянувшимися во всю высоту комплекса. Это потрясающее здание играет важнейшую роль в формировании образа современной Барселоны.

10. Архитектурный комплекс "Город искусств и наук" в Валенсии







"Город искусств и наук" - поражающий воображение архитектурный комплекс из пяти сооружений, которые находятся на осушенном дне реки Турия в курортном городе Валенсия. Идея и общая концепция комплекса принадлежит легендарному архитектору, родившемуся в этом городе, Сантьяго Калатраве. Осуществление столь масштабного проекта длилось в период с 1996 по 2005 гг. В состав комплекса "Город искусств и наук" входят: оперный театр, кинотеатр IMAX, планетарий, садовая галерея, научный музей и океанографический парк на открытом воздухе. Этот ансамбль - один из самых ярких и неординарных шедевров современной архитектуры как Испании, так и всего мира.

11. Деловой комплекс "4 башни" в Мадриде


Деловой комплекс "4 башни" в Мадриде



Деловой комплекс "4 башни" с высоты птичьего полета


В состав делового комплекса "4 башни" входят 4 самых высоких здания Испании: 225-метровая "Космическая башня, 236-метровая башня Сасир-Вальеэрмосо, 249-меировая Стеклянная башня барона Нормана Фостера и, наконец, самая высокая, 250-метровая башня "Каха Мадрид". Все 4 здания были возведены в испанской столице в период с 1999 по 2005 гг. Площадь, окруженная этими гигантами стала центром притяжения как горожан, так и бизнесменов со всего мира, совершающих деловые визиты в столицу Королевства Испании.





Жилой комплекс Edificio Mirador высотой 63 метра (21 этаж) выделяется на фоне стандартной застройки огромным центральным отверстием, которое является своего рода балконом общего пользования с потрясающим по красоте садом и чарующими видами на местные окрестности. Также огромная дыра несет функцию безопасности - в случае террористического акта взрывная волна пройдет сквозь огромное отверстие.





Расположенная в районе Ла Барселонетта с преобладающей малоэтажной застройкой башня весьма гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Главной особенностью этого стеклянного гиганта являются сильно выступающие консоли. Они увеличивают полезную площадь здания и формируют его неповторимый облик. Стоит признать, что у большинства людей сложилось крайне неоднозначное отношению к этому небоскребу.





Архитектурный комплекс зданий, находящийся в городе Сан-Себастьян, состоит из двух огромных призм - большого зрительного зала, а также многоцелевых и выставочных. Дворец конгрессов был построен по проекту испанца Рафаэля Монео и открылся в 1999 году. Концертный зал, вмещающий около 2 тысяч зрителей, служит также местом проведения крупнейшего международного кинофестиваля. На разных уровнях архитектурного ансамбля располагаются открытые террасы с потрясающими видами на пляж Сурриола и устье реки Урумея.





Невероятный комплекс Метрополь Парасоль, расположенный в средневековой части Севильи – это самая масштабная в мире архитектурная конструкция из дерева. В состав столь масштабного объекта входят фермерский рынок, несколько ресторанов и баров и археологический музей, в котором представлены настоящие археологические раскопки. Главной фишкой Metropol Parasol считаются дорожки для пешеходов и смотровые площадки на крыше, откуда открывается потрясающая панорама столицы Андалусии.





Музей современного искусства Кастильи был построен в 2005 году в Леоне. Главной целью этого культурного заведение является постоянное пополнение и хранение произведений искусства, созданных не ранее 1992 года. Музей получил международное призвание и даже был отмечен американским изданием The New York Times как «один из самых удивительных и смелых музеев, кардинально изменивший современный облик Кастильи. Безусловно, этот музей считается главной достопримечательностью Леона.





Строительство огромного культурного центра, объединяющего в себе всевозможные выставочные павильоны, смотровую платформу, музыкальный центр, театральную сцену, кинозалы, танцплощадки и многое другое, было завершено в 2010 году. Автором проекта выступил бразильский зодчий Оскар Нимейер. С появлением этого крупного многофункционального комплекса, главный промышленный город автономной провинции Астурии превратился в самый настоящий культурный центр, привлекающий сотни туристов со всего мира.





Эффектная башня отеля Porta Fira, расположенная в столице Каталонии, была спроектирована известнейшим японским архитектором Тойо Ито и построена в 2009 году. Туристов и местных жителей поражает органическая форма башни и невероятная фактура ее фасадов, являющаяся следствием использования алюминиевых труб красного цвета. Именно эти металлические элементы придают стенам отеля эффект колебания и служат в качестве жалюзи. Башня Porta Fira считается одним из главных шедевров деконструктивизма в мире.





Отель Puerta America, расположенный в столице Испании - это совершенно беспрецедентное явление в истории архитектуры, ведь в его создании одновременно принимали участие 19 известнейших архитекторов со всего мира, буквально поделивших между собой весь гостиничный комплекс по этажам. Среди принимавших участие в столь необычном эксперименте - Заха Хадид, Норман Фостер, Жан Нувель, Дэвид Чипперфилд, Арата Исодзаки и многие другие. Подробнее с историей создания этого отеля можно ознакомиться в .

20. Башни-близнецы "Ворота Европы" в Мадриде


Башни-близнецы ""Ворота Европы" в Мадриде



Башни-близнецы "Ворота Европы": фрагмент фасада


Строительство второго по высоте объекта Испании, комплекса из двух одинаковых 114-метровых башен в Мадриде, было завершено в 1994 году. Эти наклоненные друг к другу под углом в 15° небоскребы являются первыми в мире наклоненными небоскребами.





Больница, построенная в 2012 году в городке Мостолес - первое медицинское учреждение Испании, названное в честь короля. Автор проекта Рафаэль де Ла-Хоза представил на суд общества новый тип больницы, базирующийся на трех основных принципах: максимальной эффективности, свете и тишине. Комплекс больницы представляет собой две небольшие башни, находящиеся на прямоугольном стилобате. В большинстве этажей расположены атриумы. Перемещение внутри больницы осуществляется по кольцевым галереям и лифтам. Фактически, стилобат играет роль больницы, а небольшие башни - это поликлиника.





Одно из самых узнаваемых зданий Испании, оперный театр Tenerife Auditorium - результат творческого процесса Сантьяго Калатравы. Строительство одного из самых значительных и известных произведений современной архитектуры было завершено в 2003 году. Масштабы этого здания просто поражают воображение - одна только крыша достигает 100 метров в длину и весит порядка 350 тонн. Здание театра включает в себя два зала - органный (1616 мест) и камерный (424 места). Любопытно, что войти в помещение театра можно с двух сторон. Также Tenerife Auditorium предоставляет своим посетителям возможность провести время в гармонии с природой на специальных террасах с видами на море.





Уникальной объект, расположенный в небольшом городке близ Валенсии, служит сразу двум целям: является общежитием для студентов местного университета и социальным жильем. В состав комплекса входят 102 помещения для молодых студентов, 40 квартир для пенсионеров и общественный центр. Одним из важнейших принципов при создании этого общежития стала организация общественных пространств, способствующих улучшению коммуникации и взаимодействия жильцов.





Музей Гугенхайма в Бильбао представляет собой огромное выставочное пространство из каменных, стеклянных и титановых нагромождений, повторяющее контуры реки Нервион. Так как проектирование и строительство этого огромного комплекса в Бильбао мало освещалось в прессе, то открытие здания в 1997 году вызвало взрыв восторга как у местного населения, так и у истинных ценителей искусства. Именно это невероятное здание возвело своего автора, американского архитектора Фрэнка Гери, в ранг великих архитекторов современности.

25. Олимпийский павильон "Рыба" в Барселоне


Олимпийский павильон "Рыба




Уникальная скульптура золотой рыбы - еще один испанский шедевр Фэнка Гери, возведенный на побережье Барселоны специально для Олимпийских игр 1992 года. Эта конструкция из позолоченной стальной сетки, стекла и камня в свое время стала настоящим технологическим прорывом в области архитектуры. Интересно отметить, что при создании модели будущего павильона Гери впервые использовал программу трехмерного моделирования самолетов.

Благодаря благоприятным климатическим условиям на территории Испании очень развито строительство частных вилл, в чем можно убедиться на примерах , и .

Площадь Испании в Мадриде - одна из самых больших и популярных площадей города. В солнечный день её заполняют уличные торговцы, туристы и загорающие местные жители. Площадь расположена в конце красивой улицы Гран-Виа, одной из самых оживленных улиц Мадрида. Зеленая площадь окружена автодорогами, но атмосфера здесь довольно расслабляющая и непринужденная. Среди главных достопримечательностей площади большой фонтан и знаменитая статуя в честь испанского писателя Сервантеса.

На Пласа де Колон в Мадриде расположены башни-близнецы, в местном масштабе известные как "Эль Энчуфе" или "Розетка". Такое прозвище появилось из-за внешнего вида, напоминающего гигантскую электрическую вилку. Официальное имя - “Торрес де Колон”, или Башни Колумба. Некоторые считают, что это самое ужасное здание в Мадриде. Его зеленая крыша в стиле ар-деко и фасад из меди и стекла не вдохновляет жителей города. Тем не менее, Торрес де Колон стал символом горизонта Мадрида с момента постройки в 1976 году. Строительство вызвало немалое любопытство, поскольку Башни Колумба строились сверху вниз.

Путешествуя по Мадриду Вы найдете множество музеев и исторических памятников. Столица Испании является одним из самых любимых туристических направлений страны, пленяя путешественников своей архитектурой, историей и достопримечательностями. К самым необычным из них относится древнеегипетский храм Дебод, или Темпло де Дебод на испанском языке. Вас наверняка интересует вопрос, каким образом такое сооружение могло появиться в европейской столице? Ответ на этот вопрос вы найдете ниже.

Кроме того, что Мадрид фактически является центром Испании, город этот знаменит ещё и своим кровавым "зрелищем" - Корридой. Предлагаем Вам ознакомиться с основными достопримечательностями Мадрида. Полный энергии, культуры, истории и интересных ориентиров Мадрид - современная столица, которая позволяет сполна ощутить вкус реальной Испании. Широкие проспекты переполнены туристами, а зеленые парки гармонично сглаживают урбанизацию. У Мадрида нет традиционного очарования Андалусии, или красоты Барселоны - вместо этого город предлагает захватывающую атмосферу. Город постоянно шумит и находится в действии.

В первую поездку Мадрид показался мне невероятным. Меня впечатлили очень красивые здания. Я не разбираюсь в архитектуре, поэтому могу судить только с позиции «нравится - не нравится». Так вот, в Мадриде мне понравилось. Прошло пять лет, я увидела много других городов Европы, и, попав в Мадрид снова, не нашла в нем ничего невероятного - обычный «европейский город», во внешнем облике которого нет ничего, что вызвало было такой восторг. И мне стало интересно, что же случилось с Мадридом, и стало интересно найти в нем красоту.


Весь последний день в Мадриде я гуляла по городу и рассматривала здания. Красота нашлась не в целом, а в деталях: балконы, лепнина, скульптуры, - если обращать внимание не на все здание, а на его кусочки, становится гораздо интереснее.


Как и любой другой город, Мадрид прошел через несколько вех в истории, каждая из которых оставила свой след в облике города. После того, как Филипп II в середине 16 века перенес в Мадрид столицу Испании, город начал активно расти и развиваться. Архитекторы Филиппа II выбрали центром для нового развития города Plaza Mayor, главную площадь. Началось строительство зданий для размещения королевского двора, знати и обслуживающих функций.


Во время визитов во Фландрию Филипп II и его сын Филипп III были впечатлены фламандской архитектурой, что привело к появлению в Мадриде популярных в то время зданий со шпилями и к участию фламандских архитекторов в проектировании города. Мадрид сохранил период правления этих королей из династии Габсбургов в архитектурном ансамбле Plaza Mayor и окружающих ее зданий.

Каса-де-Панадерия, оно же булочная в 1590 году

В 18 веке начинается эпоха правления Бурбонов. Первый испанский король из этой династии, Филипп V, приглашает итальянских архитекторов для строительства дворца, подобного Версалю, в котором родился Филипп. Мадрид застраивается новыми дворцами для знати и церквями в стиле барокко.


Ворота Алькала


При Филиппе V началось строительство Национальной библиотеки. Величественное здание по замыслу короля должно было подчеркнуть значение культуры и науки для испанской нации.



В 1759 году испанский трон переходит к Карлу III, лучшему мэру Мадрида, как называют его испанцы. Если до Карла правители уделяли внимание только строительству дворцов и не думали о простом народе, позволяя горожанам селиться, как придется, то новый король решил кардинально изменить ситуацию. К тому времени Мадрид представлял собой настолько грязный и неприятный город, что Карл даже подумывал о переносе столицы в Севилью, но взял себя в руки и приказал навести порядок.


В первую очередь королевским указом горожанам было приказано убираться в своих домах и вокруг них. Далее Карл III дал задание архитекторам во главе с Франческо Сабатини произвести перепланировку города, учитывая строительство канализации, парков, больниц и научных зданий. При Карле начинается строительство здания Музея Прадо, который задумывался, как музей естественной истории.



В начале 19 века Мадрид попал под французскую оккупацию, а во главе испанского королевства Наполеон поставил своего старшего брата Жозефа, или Хосе I, как его называли в Испании. Французы внесли существенные изменения в облик Мадрида, присвоив церковное имущество и разрушив множество церквей и монастырей, которые находились на территории города. На их месте были построены площади.

После освобождения Испании от французов в 1814 году из ссылки возвращается король Фердинанд. Первым делом король объявляет конкурс на строительство мемориалов павшим за Испанию во время оккупации, поскольку королевская академия изящных искусств за время правления французов растерявшая свои таланты, не смогла предложить интересного проекта. Конкурс выиграл Исидро Гонсалес Веласкес, за что получил не только медали, но и должность королевского архитектора.


Главным проектом Веласкеса и главным изменением в Мадриде в первой половине 19 века после оккупации стала Plaza de Oriente, построенная напротив королевского дворца на месте яблоневого сада и нескольких зданий. Новые сооружения возводились в стиле неоклассицизма, ставшего модным в этот период, а это значит, что в украшении зданий начали применяться элементы римской и греческой архитектуры, в основном колонны.


Во второй половине 19 века начинается вторая масштабная перепланировка Мадрида, вызванная стремительным развитием города, население которого увеличилось в два раза по сравнению с началом века. Кроме того, на перепланировку оказало влияние строительство нескольких железнодорожных веток, которые начали соединять разные части страны. Инженером Кастро был разработан линейный план роста Мадрида, который включал в себя строительство 18 районов, обеспеченных жильем, больницами, парками, тюрьмами, образовательными учреждениями, кладбищами, каналами для подвода чистой воды и новой канализацией.


В конце 19 века мода на стиль в архитектуре вновь изменился. В результате раскопок или реставраций было обнаружено большое количество старых чертежей и рукописей, что привезло к появлению таких стилей, как неоготический, неовизантийский, неороманский и прочих. Мадрид не избежал модных веяний, и все новые ключевые здания, которые строились в городе, получили элементы историцизма в своем внешнем облике.


Здание министерства сельского хозяйства


Здание высшей технической школы горной добычи и энергетики

Банк Испании


Банк Испании вечером

В это же время началось строительство Собора Альмудены напротив Королевского дворца.


Кроме историцизма в архитектуре конца 19 века присутствовало большое влияние стиля мудехар, что привело к появлению зданий с элементами арабского декора. Мавританский стиль был настолько популярен в Испании, что в нем был построен даже испанский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.


Жилой дом, построен в 1895. В народе носит название Дом с шарами

Еще один жилой дом


К началу 20 века население Мадрида достигло почти миллиона человека, увеличившись в два раза по сравнению с 1870 годом. Стремительными темпами развивается промышленность, растет железная дорога, появляются новые средства связи, большое значение отдается сфере финансовых услуг. Королем Испании в возрасте 17 лет стал Альфонсо XIII. Молодой король стремился показать, что столица его королевства не отстает от ведущих городов Европы и поддерживал идеи по модернизации Мадрида и превращения его в город, идущий в ногу со временем.


Дворец Коммуникаций


Дворец Коммуникаций

В то время как окраины Мадрида расширялись, обрастая все новыми домами для новых горожан, центр города претерпевал существенные изменения. Еще в середине 19 века архитекторы вынашивали проект по соединению северо-западной части города с центром посредством широкой улицы. После многих лет раздумий родился проект Gran Via, улицы длиной чуть больше километра и шириной 35 метров, которая стала испанским Бродвеем и одной из главных улиц Мадрида.


Метрополис. Первое здание на Gran Via, построенно для страховой компании

С момента утверждения плана улицы до начала фактической реализации проекта прошло почти 10 лет, поскольку в начале было совершенно не ясно, как же простроить новую улицу. В итоге строительство разделили на три этапа, а под снос отправили множество церквей, улиц, бульваров и более 300 домов. Первая часть Gran Via была построена под влиянием модного французского стиля и концепции красивого города.


Площадь Сибелес, с которой начинается Gran Via, с видом на Метрополис и Банк Испании

Здание ювелирной компании, дома Грасси


Оно же вблизи

Вторая часть Gran Via строилась в течение 8 лет с 1917 года. Строительство данного участка выпало на «бурные 20е» годы в США, когда Нью-Йорк, Чикаго и другие крупные города застраивались небоскребами. Мода в архитектуре снова изменилась, историцизм и французский стиль уступили место футуризму, а в качестве материалов начал использоваться железобетон. Архитекторы Мадрида мгновенно взяли новую тенденцию на вооружение, и пока шел снос старых зданий на втором участке Gran Via разработали несколько проектов для новых зданий.


Здание Изящных искусств вечером


Оно же днем


Элемент одного из жилых зданий в стиле 1920х

Архитекторы не останавливались только на строительстве Gran Via. По всему Мадриду возводились новые здания по заказу новых богачей - промышленников и банкиров. Множество зданий строилось, как доходные дома, которые увеличивали капитал их владельцев за счет сдачи квартир в аренду.


Здание Мадрид-Париж

Здание Банка Бильбао

Доходный дом Томаса Алленде

Третий участок Gran Via строился в 1930е и состоял в основном из высоких и больших зданий, в которых находились дорогие отели. Влияние американского стиля в архитектуре в предыдущее десятилетие было настолько сильным, что практически все здания третьего участка также построены с оглядкой на Нью-Йорк и Чикаго, однако, появилась небольшая примесь арт-деко, которая украсила здания.

Строительство третьей части Gran Via осложнилось политической ситуацией в Испании. В 1931 году была учреждена Вторая Республика, Альфонсо XIII смещен с трона и отправлен в ссылку со своей королевской семьей. Причиной всему стал глубокий финансовый кризис. В 1936 году в Испании началась гражданская война между республиканцами и националистами во главе с Франсиско Франко.


Бомбардировки в ходе войны сильно разрушили город, поэтому, когда в 1939 году к власти пришел Франко, перед его правительством в числе прочих стояла задача реконструкции города. Разработка плана была поручена урбанисту Педро Бидагору, который представил концепцию из 12 основных пунктов. Концепция включала в себя реформирование центра города, создание кольцевых и радиальных улиц, реконструкцию железнодорожной сети, строительство новых домов, зонирование города, организацию новых пригородов и многое другое. План приняли в реализацию только 1946, а завершено все было уже к 1950 году.



Архитектура режима Франко отличалась функциональностью, когда дело касалось обычных зданий, и монументальностью, когда речь шла о том, чтобы продемонстрировать мощь и силу режима. Одним из наиболее характерных строений является Здание Испании, небоскреб, построенный в 1953 в году в конце Gran Via на площади Испании. Высотой в 117 м здание было самым высоким в Мадриде на протяжении 7 лет до начала периода активной застройки города небоскребами.

С 1960х годов начинается период современной архитектуры, стоятся небоскребы различной высоты, пропорции стекла и бетона в которых меняются с течением времени. В основном высокие здания возводятся на востоке и северо-востоке от парка Ретиро и не портят вид центра города. Вся деловая жизнь города постепенно перемещается из старого города в этот новый центр, а Gran Via и уцелевшие после многочисленных перепланировок и бомбежки исторические здания привлекают туристов.


Башни Колумба и скульптура у входа в национальную библиотеку. Испанцы называют здание розеткой

После такого детального изучения истории города по его архитектуре, стало понятно, почему Мадрид выглядит, как образцово-показательный европейский город. В общем-то потому что его хотели сделать таким, не щадя исторического наследия.
А если меня спросить, понравился ли мне Мадрид, я отвечу, что скорее нет. В нем действительно есть на что посмотреть, но это не мой город по внутренним ощущениям. Хотя детальный разбор архитектуры на примере Мадрида мне очень понравился, и я, пожалуй, сделаю что-то подобное для еще какого-нибудь города, если представится случай.


Введение...................................................................................................................3

Глава 1. История градостроительства Мадрида..................................................6

Глава 2. Памятники архитектуры Мадрида

2.1. Королевский дворец. Эскориал.............................................................13

2.2. Храмовая архитектура............................................................................16

2.3. Площади Мадрида..................................................................................20

2.4. Памятники...............................................................................................25

Заключение.............................................................................................................28

Список использованной литературы...................................................................30

Приложения


Введение

Культурное значение столицы Испании трудно переоценить. Ведь Мадрид за последние несколько веков стал средоточием драматических и музыкальных театров, многочисленных музеев и архитектурных памятников. Исторический центр Мадрида располагается к юго-востоку от района бывшего королевского дворца. К сожалению, при реконструкции города в XIX-XX вв. большая часть памятников архитектуры была утрачена. Облик старого Мадрида с присущей средневековому городу иррегулярной планировкой сохранился лишь к юго-западу от Пласа Пуэртадель Соль, расположенной на месте восточных ворот средневекового города. В указанной части столицы следует выделить такие памятники зодчества XVI-XVII вв., как ансамбль площади Пласа Майор (1629 г.), епископская капелла (1520 г.) и церковь Сан-Антонио де лос Алеманес (1624 г.) в стиле эрререско.

В XVIII - первой четверти XIX в. в архитектуре Мадрида господствовал классицизм. Памятниками зодчества, относящимися к этому периоду, являются королевский дворец (1738-1764 гг.), Ратуша, Королевская академия изящных искусств «Сан-Фернандо», перестроенная в 1774 г. под руководством архитектора X. де Вильянуэва, церковь Сан-Франсиско эль Гранде, музей Прадо, церковь Сан-Антонио де ла Флорида, в которой до сих пор сохранились росписи Ф. Гойи.

Стремительный рост Мадрида приходится на вторую половину XIX в. В этот период Мадрид интенсивно срастался с пригородами. Модерн стал ведущим архитектурным стилем. Собор Нуэстра Сеньора де ла Альмудена, построенный в конце XIX в., является наиболее ярким примером данного направления в истории развития архитектуры Испании.

В 1929 г. был разработан генеральный план реконструкции Мадрида, который возглавил архитектор Ф. де Эскондрилья. В период правления республиканцев правительства велись интенсивные работы по благоустройству города. Согласно созданному в 1950-х гг. новому генеральному плану Мадрид должен был застраиваться преимущественно на севере, востоке и юго-востоке. Так появился ряд городов-спутников, в том числе Эскориал и Эль-Прадо. На смену эклектизму в XX в. пришли современные течения. Ярким примером тенденций, характерных для этого периода, являются Министерство авиации, построенное под руководством архитектора Л. Е Сото (район Сьюдад Хардин, «город-сад»), университетский городок, ипподром «Сарсуэла» (1935 г.), Институт конструкций и цемента (1951 г.). Важнейшим произведением зодчества 1960-х гг. можно назвать небоскреб «Белые башни» архитектора Ф. X. Саэнс де Ойса.

Шедеврами монументальной скульптуры Мадрида можно любоваться до бесконечности. Никого не оставят равнодушным знаменитые конные статуи Филиппа III (1613 г.), Филиппа IV (1640 г.), фонтаны XVIII в., памятники Колумбу (1885 г.), Ф. Гойе (1905 г.), два памятника М. Сервантесу (1835 и 1927 гг.), выполненные из бронзы.

Мадрид представляет большую важность для ценителей арабско-мавританского искусства. Здесь, как нигде более, можно проследить историю его развития от самого начала до эпохи высшего расцвета в XIII-XIV вв.

В столице насчитывается более 100 музеев и художественных галерей. Но визитной карточкой Мадрида по праву можно назвать музей Прадо, где хранятся бесценные полотна Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Босха, Брейгеля, Гойи, Рембрандта, Эль Греко, Рубенса, Дюрера, Веласкеса, Караваджо и многих других известных художников. В отдельных залах музея Прадо представлена классическая скульптура, произведения ювелирного искусства, а также прекрасная коллекция фарфора и монет. Археологический музей содержит ценные экспонаты всех культур Испании, начиная с древнейших времен и до наших дней. Королевский Дворец интересен тем, что здесь можно осмотреть дворцовые залы, Королевскую библиотеку, Королевскую аптеку, оружейный, нумизматический музеи, а также Музей музыки, прикладного искусства и живописи.

Знаменитая площадь Пуэрта Дель Соль расположена в центре Мадрида. Она популярна среди туристов потому, что посреди установлена фигура медведя, выполненная из камня. Недалеко от площади Пуэрта Дель Соль находится возведенный в 1607 г. монастырь Карбонерас, где хранятся ценнейшие старинные картины. Королевский театр, возведенный в XVII в., расположен рядом с площадью Энкарнасьон. Не менее знаменит женский монастырь Дескальсас Реалес, основанный в XVI в. В течение нескольких веков здесь останавливались высокопоставленные особы, которые в качестве платы за пребывание жертвовали монастырю разнообразные произведения искусства из своих коллекций. Таким образом, на данный момент в музее собраны многие шедевры мирового искусства.

Оригинальными архитектурными решениями отличается церковь Калатравас. Культурную ценность представляет дворец герцогов де Уседа, относящийся к началу XVII в. Необыкновенной красотой славится и фонтан богини Сибелес, который установлен на одноименной площади.

Цель моей работы – на основе изученной литературы, рассказать об уникальной архатектуре Мадрида.

Цель конкретизирована слдеующими задачами:

Проследить исторический путь градостроительства Мадрида;

Рассказать об основных памятниках архитектуры Мадрида.

Культура народов глубокая, древняя, символичная, и чтобы понять ее, необходимо изучать первоисточники – памятники искусства.

Глава 1. История градостроительства Мадрида

Известно, что Мадрид (Майрит) был основан арабами при эмире Мухаммеде I (852-886) как укрепленное поселение. Мадрид стоял на возвышенности. Ее окружали долина реки Мансанарес, глубокий овраг, где ныне проходит улица Сеговия и речка Аренал, воспоминание о которой сохранилось в названии современной улицы. На вершине находилась цитадель (по-арабски «альмудайна»). К ней с восточной стороны примыкал сам город (медина), расположенный на менее каменистых землях. Площадь цитадели и медины достигала, соответственно, 8 и 16 гектаров.

Военная роль города и крестьяне, населявшие его, дают основание считать, что Мадрид не выделялся какой-либо урбанистической оригинальностью, не считая его монолитной городской стены. Именно она и проделанные в ней ворота, к которым сходились основные и второстепенные пути от близлежащих селений, явились теми факторами, которые повлияли на дальнейшее развитие города.

Эти дороги постепенно превращались в основные улицы новых окраин Мадрида. Превращение сельской дороги в городскую улицу стало своего рода константой в морфологии будущего большого города. Подтверждением этому служит так называемое «Предместье» (Аррабаль), которое в период позднего средневековья выросло за городской стеной по оси нынешней улицы «Калье Майор» от когда-то существовавших Гвадалахарских ворот до того места, которое впоследствии получит название Пуэрта дель Соль (Ворота Солнца). Отсюда брали начало дорога на Алькалу-де-Энарес (будущая улица Алькала) и Арагонский тракт.

Вопрос о расширении Мадрида ставился с очень давних пор и подтверждает факт существования жилых кварталов, примыкавших к внешней части городской стены. В течение XIII-XV веков эти поселения постоянно и очень интенсивно росли и образовывали уже упоминавшееся «Предместье», которое при Энрике IV (1454-1475) превысило вдвое площадь старого испано-мусульманского города.

Следует признать, что двигательной силой роста города стали три его рынка, один беспошлинный и два обычных. Их повелел организовать Энрике IV, который проявил свою благосклонность к Мадриду еще и тем, что основал в нем несколько учреждений, например, монастырь Сан Херонимо, оставшийся под августейшим покровительством и во времена Католических Королей. «Предместье» было застроено неравномерно и беспорядочно. Связующими элементами служили построенные в нем церкви Сан Мартин, Сан Хинес и Санта Крус .

В XVI веку Мадрид из обычного города превратился в столицу. Тем самым закончился первый этап его истории, в течение которого к первоначальным военным функциям поселения добавились торговые. Во время правления Филиппа II Мадрид приобрел новое значение политического характера в связи с тем, что Королевский двор обосновался в этом городе. Еще Карл V выказывал свои симпатии Мадриду. Известно, что он посещал средневековый Алькасар и решил расширить его и перестроить. Чтобы разбить около него площадь и улучшить подъездные пути, пришлось снести часть здания. Забота о внешнем облике королевского замка, фасад которого приобрел определенное благородство форм, хотя остальные стены сохранили свой прежний средневековый вид, породил среди богатых граждан дух своеобразного соревнования. Именно в ту эпоху в городе стали появляться первые дворцы, причем строители заботились не только о их внешнем архитектурном облике, но и о внутренней планировке (назовем, к примеру, здание, в котором позже разместится монастырь Королевских Босоножек и которое обычно именуют «Каса де Сиснерос»).

К 1517-1556 годам относится основание многих религиозных общин, способствовавших появлению большого числа церковных зданий и среди них известной Часовни Епископа (Капилья дель Обиспо). В то же время в Мадриде создаются первые монументальные архитектурные сооружения. Еще одним подтверждением того, что перестройка Мадрида началась при Карле V, являются работы, проведенные у «Пуэрта де Гвадалахара», ворот, которые значительно расширили для свободного проезда повозок и экипажей.

До сих пор неизвестно ни одного плана города того периода. Имеются лишь некоторые сведения о внешнем виде Мадрида конца эпохи Карла V. Речь идет о хранящихся в Венской Национальной библиотеке нескольких видах Мадрида, весьма проблематично приписываемых кисти фламандского художника Антона фон ден Вингерда и относящихся приблизительно к 1563-1570 годам. На них, кроме перестроенного Алькасара, более всего поражают размеры Мадрида, вышедшего за пределы Предместья. Некоторые административные документы, касающиеся, например, очистки улиц или принятых в связи с эпидемией 1566 года профилактических мер, позволяют узнать о разделении Мадрида на 9 больших участков и его реальном периметре, окончательно закрепленном постановлением Кастильского Совета в 1567 году. Новые границы предполагали значительное расширение площади столицы, которая росла главным образом на восток и в меньшей степени на юг.