Для учёта особенностей различных групп пассажиров и наиболее рациональной организации перевозок пассажирские поезда делятся на ряд категорий. Категории поездов утверждены приказом министерства транспорта Российской Федерации "Критерии определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования". Согласно этому приказу градация производится следующим образом:

1. По расстоянию следования и условиям проезда поезда, предназначенные для перевозки пассажиров, подразделяются на:

а) дальние ‑ следующие на расстояние свыше 150 км, в составы которых включаются вагоны с местами для сидения и лежания и которые отвечают требованиям, предъявляемым к проезду в дальнем следовании;

б) пригородные ‑ следующие на расстояние не более 200 км, состоящие из вагонов с местами для сидения.

Дальние пассажирские поезда в свою очередь делятся также по подборке вагонов в составе - на одногруппные и включающие беспересадочные вагоны разных назначений; по регулярности обращения - на ежедневные, периодические, например, по четным или нечетным дням, и дополнительные.

Пригородные поезда обеспечивают перевозки пассажиров в районах, прилегающих к крупным городам и промышленным центрам, а также выполняют такую важную социальную функцию, как перевозка городского населения в сельскую местность, на дачные участки.

2. Определение категорий поездов в зависимости от скорости их движения производится исходя из маршрутной скорости движения поездов, которая определяется как средняя скорость движения поездов от начальной до конечной станции маршрута следования.

Величина маршрутной скорости определяется делением общей протяженности маршрута следования поезда (в километрах) на общее время нахождения поезда в пути следования (в часах) с учетом времени всех остановок на железнодорожных станциях для посадки и высадки пассажиров.

Скорость сообщения является весьма значимым фактором для пассажиров, поэтому перевозки пассажиров с высокими скоростями следует рассматривать как транспортную продукцию повышенного качества. По скорости движения поезда подразделяются на:

а) скоростные ‑ маршрутная скорость движения которых составляет более 91 км/час и ходовая до 200км/час;

б) скорые ‑ маршрутная скорость движения которых от 50 до 91 км/час;

в) пассажирские ‑ маршрутная скорость движения которых не превышает 50 км/час.

При этом маршрутная скорость скорого поезда должна быть не менее чем на 5-км/час выше маршрутной скорости самого быстрого пассажирского поезда постоянного обращения, следующего в том же сообщении по одному и тому же маршруту.

Скоростные и скорые поезда имеют более удобное время отправления с начальных железнодорожных станций и прибытия на конечные, более комфортабельные вагоны и условия проезда пассажиров. Все фирменные поезда относятся либо к скоростным, либо к скорым. Пассажирские поезда имеют меньшую скорость движения и большее количество остановок для посадки и высадки пассажиров, что предопределяет их более значительное, по сравнению со скоростными и скорыми поездами, время нахождения в пути.

Наряду со скоростными, скорыми и пассажирскими поездами по железным дорогам обращаются высокоскоростные, грузопассажирские и почтово-багажные поезда. Высокоскоростные это пассажирские поезда, которые по участку (отдельным участкам) следования движутся со скоростью более 200 км/ч; грузопассажирские поезда формируются на малодеятельных линиях (участках) из грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров на небольшие расстояния.

Почтово-багажные поезда формируются из пассажирских вагонов, предназначенных в основном для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных вагонов для перевозки пассажиров.

В связи с неравномерностью пассажирских перевозок (в теплый период времени осуществляет поездки по железным дорогам значительно большее количество людей) примерно половина поездов дальнего следования курсирует не круглый год, сроки введения или отмены этих поездов определяются при разработке графика движения.

Пассажирские поезда обслуживают переменные пассажиропотоки, поэтому в графике предусмотрены остановки на промежуточных станциях. В нумерации пассажирских поездов закреплено их различие: дальние пассажирские 301 – 450, местные 601 – 698.

Скорые поезда обслуживают постоянные пассажиропотоки между крупными станциями, поэтому останавливаются только для выполнения технологических операций по смене локомотива или локомотивной бригады, технического осмотра и экипировки пассажирских вагонов и т.п. Для скорых поездов предназначены номера 1 – 150.

Скоростные поезда назначают с номерами 701-750, на линиях Петербург – Москва и Петербург – Хельсинки курсируют высокоскоростные поезда с номерами 751 – 798. Если в дальнем сообщении пассажиропотоки обслуживают поезда моторвагонной тяги, то им присваивают номера 801 – 898.

При следовании составов из пассажирских вагонов на пассажирские технические станции или обратно в пункты посадки пассажиров в графике движения используют номера 5001 – 5398. Если такой поезд следует на другую станцию для межоперационного перестоя до следующего отправления, то применяют номера 5401 – 5498.

Для передачи вагонов пассажирского парка между станциями Петербургского и Московского железнодорожных узлов выделены номера 941 – 970.

Номер поезда дальнего следования состоит из трехзначного числа и одной буквы. По ним можно определить направление движения поезда, его тип (пассажирский, скорый, скоростной и т.п.). Каждый символ делает номер поезда уникальным и часто соответствует железной дороге отправления.

Например, на каждом направлении есть поезд 001/002. Буква возле номера нужна, чтобы отличать поезд 001А Санкт-Петербург — Москва от поезда 001Г Казань — Москва.

При этом поезда с одинаковым номером никогда не встречаются на одной станции и не ходят по одному маршруту. Каждый номер имеет свое значение.

Классификация поездов по номерам

  • 001-150 — скорые поезда, которые есть в расписании круглый год (в том числе и )
  • 151-298 — скорые поезда сезонного или разового назначения (пускают в праздничные дни, или только летом, или только зимой и т.п.)
  • 301-450 — пассажирские круглогодичные поезда
  • 451-598 — пассажирские поезда сезонного или разового назначения
  • 701-750 — скоростные поезда (средняя маршрутная скорость с учётом стоянок —91 км/ч и более; например, «Ласточки»)
  • 751-788 — высокоскоростные поезда (от 161 км/ч; например, « », «Аллегро», « »)

Подробнее о видах и расшифровке номеров поездов мы рассказали .

  • Если номер чётный, то поезд идёт на север или восток.
  • Если номер нечётный, поезд идёт на юг или запад.

Также свою нумерацию имеют пригородные (четырёхзначные номера 6001-7628) и специальные поезда:

  • 901-920 — служебные поезда
  • 921-940 — туристические поезда (комфортабельные экскурсионные составы для туристов)
  • 941-960 — людские поезда (когда в составе грузового поезда есть ещё и вагоны с людьми, перевозимыми по грузовым документам)
  • 961-970 — грузопассажирские поезда
  • 971-998 — почтово-багажные поезда.

Некоторые поезда меняют номер в пути — когда меняют направление движения. Ведь железная дорога идёт не по прямой от одного города до другого. В билете указывается тот номер, под которым поезд будет отправляться именно с вашей станции.

Например, на вокзале могут объявить, что прибывает поезд 227/228. Это означает, что поезд сменит номер.

Диапазон номеров для каждого вида поездов заканчивается на 98, а следующий начинается с 01. Это сделано для того, чтобы по первой цифре было понятно, какой именно поезд. Если сделать поезд 299, то при смене направления он будет иметь номер 300. Поезд 299/300 сложнее классифицировать с первого взгляда, может возникнуть путаница.

Что означают буквы в номере поезда

Буква нужна, чтобы сделать номер поезда уникальным. Чаще всего она означает, с какой железной дороги отправляется состав:

  • А — Октябрьская
  • Г — Горьковская
  • М — Московская
  • Н — Западно-Сибирская
  • Э — Дальневосточная

…и т.д., на все буквы алфавита. Соответственно, когда поезд идёт обратно, буква в номере чаще всего меняется, потому что он отправляется со станции, относящейся к другому подразделению железной дороги.

Иногда буквы меняют, если поезд по одним дням ходит как фирменный, а по другим — как обычный. Номера должны различаться — меняют именно букву.

У поезда может быть два номера с одинаковыми цифрами, но разными буквами. Так бывает, если часть вагонов принадлежит одному перевозчику, а часть — другому. При этом идут они в одном составе.

Пассажиру достаточно знать номер поезда из трёх цифр. На вокзале объявляют именно его.

Приятных путешествий!

В России пассажирские поезда всегда пользовались спросом. В настоящее время, несмотря на то, что существует множество вариантов доехать от одного населенного пункта до другого, железнодорожный транспорт продолжает быть популярным. Но нередко людей, изучающих расписание движения поездов, смущают пометки напротив номера маршрута и станций отправления и назначения, а именно, тип поезда: пассажирский, скорый, ускоренный, скоростной, фирменный и так далее. Давайте рассмотрим, в чем отличие одних типов поездов от других, а также изучим сведения о том, где покупать билеты.

Краткие сведения о поездах

На железной дороге существует пассажирское и грузовое движение, соответственно, есть и поезда, которые перевозят или людей, или различные предметы, материалы. Вернемся к пассажирским.

Что же представляет собой данный вид транспорта? Поезд - это сформированный подвижной состав, то есть локомотив (с которого машинисты управляют всем транспортом в целом) и нужное количество вагонов. Все подвижные единицы сцеплены друг с другом. В современный пассажирский поезд также могут быть вцеплены почтовый вагон и вагон для перевозки автомобилей. Пассажирские вагоны обязательно имеют места: кресла или полки.

Пассажирский

А теперь перейдем непосредственно к изучению типов маршрутов. Начнем с обычного пассажирского. Данный вид маршрута рассчитан на то, что подвижной состав будет останавливаться на каждой станции и даже на некоторых полустанках. Время стоянки может быть длительными (от 2 до 40 минут). Соответственно, пассажирский поезд до места назначения будет следовать достаточно долго. Цены на билеты, как правило, гораздо ниже, чем на другие маршруты.

Скорый

Скорый пассажирский поезд, в отличие от обычного, останавливается только на крупных станциях, а стоянки гораздо короче. Разумеется, скорость движения самого подвижного состава намного выше. Поэтому на скором поезде можно приехать в место назначения гораздо быстрее. Цены на билеты выше. Есть только один нюанс: жителям провинциальных городов придется добираться своим ходом до крупной станции, на которой останавливаются скорые поезда.

Скоростной

Скоростной вид транспорта на железной дороге появился сравнительно недавно. Речь идет о таких поездах, как «Ласточка», «Сапсан» и так далее.

Этот подвижной состав рассчитан на то, чтобы перевозить людей на дальние расстояния за очень короткий промежуток времени. Разумеется, количество стоянок очень мало, либо поезд следует совсем без них.

Местный и дальнего следования

Различают поезда местные и дальнего следования. Местными считаются электрички, следующие на расстояние не более 200-250 км. Дальнего следования пассажирский поезд перемещается на расстояния свыше 400-500 км.

Где купить билеты

На поезда дальнего следования билеты можно приобрести в железнодорожных кассах, но не во всех. На обычном перроне, где останавливаются пригородные электропоезда, купить пассажирский билет на поезд невозможно. Можно лишь приобрести проездной документ на местные электрички.

Чтобы успешно приобрести проездной документ, нужно посетить ближайший железнодорожный вокзал. Независимо от местоположения, можно купить билеты на любые направления. Например, в Москве на можно приобрести на который следует с Казанского вокзала, а также этот билет можно получить, находясь в Улан-Удэ.

Возможна покупка электронного билета через интернет. Рекомендуется пользоваться официальным сайтом ОАО «РЖД» во избежание мошенничества, подделок и недоразумений.

Типы вагонов

Пассажирские вагоны имеют следующие типы:

  • СВ - вагоны-купе на два пассажира;
  • К - купейный вагон (две полки снизу, две - сверху, на четыре пассажира);
  • П - плацкарт (расположение полок как в купе, но нет перегородок, кроме того, у противоположного окна имеются еще две полки для пассажиров);
  • С - сидячий (вместо полок кресла, поездка совершается сидя, как в автомобиле или автобусе).

Вагоны бывают простые и фирменные. Последние отличаются наибольшим комфортом, уровнем обслуживания.

Кроме того, в настоящее время ходят и двухэтажные пассажирские поезда. Цены на билеты доступные, поездку могут совершить многие.

Выбирайте наиболее подходящие для вас вид маршрута, тип поезда по приемлемой цене. Желаем вам совершения удачных поездок!

Практически все пассажиры знают, что бывают скорые и ускоренные поезда, фирменные и пассажирские состава, но чем они отличаются, известно не многим. Предлагаем устранить этот пробел в знаниях.

Какими бывают поезда?

Сначала следует разобраться в классификации железнодорожных составов. Критерием классификации выступает маршрутная скорость, то есть время преодоления расстояния от одного пункта до другого. Подробнее о том, какими бывают поезда в зависимости от скорости, далее.

Высокоскоростные

Самыми быстрыми считаются высокоскоростные поезда. Они способны двигаться со скоростью 200−400 км/ч. Главная их особенность заключается в том, что они не могут передвигаться по обычным рельсам. Для них строят специальное полотно, способное выдержать большие нагрузки. Высокоскоростная магистраль появилась еще в 2000-х годах и продолжает активно развиваться. Сейчас самые быстрые составы курсируют из столицы в другие города, а также позволяют из России добраться в европейские города.

К примеру, самым известным высокоскоростным составом выступает «Сапсан», который курсирует между столицей и Санкт-Петербургом и позволяет преодолеть расстояние между этими городами в два раза быстрее. «Аллегро» является международным высокоскоростным поездом, так как курсирует из Северной столицы в Хельсинки.

Сейчас РЖД занимается возведением высокоскоростной магистрали, длина которой составляет около 1500 км. По ней смогут ездить поезда со скоростью около 400 км/ч. Она соединит Москву с Поволжьем и Сибирью. Курсировать состав будет двигаться из столицы через Казань в Екатеринбург. В перспективе запланировано строительство подобной магистрали из Москвы в Сочи.

Скоростные

Маршрутная скорость таких поездов немного ниже – около 140 км/ч, хотя на ровных участках дороги они могут разгоняться до 200 км/ч. В обычной жизни разделения между скоростными и высокоскоростными составами не делают, так как для передвижения обоих категорий необходимо специальное полотно.

  • «Ласточку» − поезд, который передвигается со средней скоростью 140-160 км/ч. Ездят такие составы из столицы и Санкт-Петербурга в Нижний Новгород, а также по Краснодарскому краю.
  • «Стриж» - ездит со скоростью до 200 км/ч по маршруту из Москвы до Нижнего Новгорода и обратно.

Скорые

Техническая скорость скорых составов не отличается от пассажирских, но благодаря тому, что они делают мало остановок (только на крупных станциях и вокзалах) расстояние они преодолевают значительно быстрее. Маршрутная скорость таких поездов колеблется от 50 до 90 км/ч. Стоимость билета в немного дороже. На просторах государства ездят сотни таки поездов, причем в разных направлениях.

К примеру, поезд под названием «Сура» курсирует из Москвы в Пензу, а «Лотос» соединят столицу с Астраханью. Между Москвой и Челябинском курсирует также скорый поезд «Южный Урал». Существуют и другие поезда такого же типа на других маршрутах. Обычно они не имеют специального названия, а просто нумеруются. Скорые поезда отправляются из Москвы практически во все регионы.

Ускоренные

Официально такого названия нет. К этой категории относятся грузовые составы, которые передвигаются быстрее обычных поездов. Используются они для перевозки быстропортящихся грузов. Не применяются для перевозки пассажиров.

Фирменные

По скорости фирменные поезда относятся к скорым, так как они передвигаются со скоростью 50-90 км/ч. Но это единственное их сходство. Особенностью фирменных составов выступает высокий уровень комфорта и обслуживания. Пассажиры в них могут рассчитывать на набор дополнительных услуг, которые делают поездку максимально комфортной. Базовый уровень обслуживания также установлен на высоком уровне. Проводники, работающие в таких поездах, обязательно проходят специальную подготовку.

Все фирменные поезда имеют свое название. К примеру, состав, курсирующий из столицы в Пермь, называется «Кама», а из Москвы в Томск – «Томич», из столицы в Киров – «Вятка» и так далее. При покупке билетов следует обращать внимание, имеется ли в проездном документе пометка «скорый». При ее отсутствии поезд будет передвигаться, как обычный пассажирский, но будет иметь комфортные условия и набор услуг для удобства пассажиров.

Пассажирские

Преодолевают маршрут такие поезда со скоростью до 50 км/ч, хотя технически они могут ездить не медленнее составов, относящихся к категории «скорые». Главное отличие заключается в том, что они останавливаются на каждой остановке, что существенно замедляет его движение по маршруту. Такие составы пользуются большим спросом, несмотря на то, что двигаются медленно.

Служит тому две причины:

  1. Стоимость проезда довольно низкая, особенно по сравнению с другими категориями.
  2. На пассажирском поезде можно добраться до небольшой станции или некрупного населенного пункта. Скорые составы на таких станциях просто не останавливаются.

Пассажирские поезда бывают фирменными, то есть в них улучшенный сервис обслуживания, имеются дополнительные услуги. Примером такого поезда можно назвать «Белые ночи» - состав, который курсирует из Москвы в Вологду. Если в билете нет обозначения «скорый», значит, он по умолчанию пассажирский.

Количество пассажирских поездов с каждым годом становится все меньше. Им на смену приходят составы, способные передвигаться быстрее.

Пассажирские поезда делятся на дальние и пригородные (до 200 км, АО "ФПК" не обслуживает) в зависимости от расстояния следования и условий проезда.

2. Скорость движения

    Различают скоростные, скорые и пассажирские поезда:

    скоростные пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость не менее 100 км/ч при допускаемых скоростях движения в интервале
    141-200 км/ч;

    скорые пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость не ниже 50 км/ч.;

    пассажирские поезда имеют маршрутную скорость менее 50 км/ч.


3. Регулярность движения

Пассажирские поезда делятся на поезда круглогодичного, сезонного и разового назначения.

4. Периодичность движения

Пассажирские поезда делятся на ежедневные, следующие через день (по нечетным или четным числам), следующие по дням недели или числам месяца.

5. Уровень предоставляемого сервиса

Пассажирским поездам с высококлассным сервисом и широким перечнем услуг присваивается категория фирменный. Поезда, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом, делятся на поезда повышенной комфортности и без предоставления дополнительных услуг.

Нумерация, установленная для пассажирских поездов

Поезда перевозчика АО "ФПК имеют следующую нумерацию:

Нумерация

Скорые круглогодичные

Скорые сезонного и разового обращения

Пассажирские круглогодичные

Пассажирские поезда сезонные, разового назначения и детские

Скоростные

Высокоскоростные

Скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом

(кроме скоростных и высокоскоростных)

Туристические (коммерческие)

Типы пассажирских вагонов

Все вагоны поездов АО "ФПК" оборудованы системой отопления (работает в зимний период, на летний период консервируется). Вагоны в зависимости от класса обслуживания могут быть оборудованы биотуалетами, кондиционерами (работают в летний период, на зимний период консервируются), в них могут предоставляться дополнительные платные услуги, входящие в стоимость проезда.

В составах пассажирских поездов АО "ФПК" курсируют следующие типы пассажирских вагонов:

На локомотивной тяге:

Вагоны класса "Люкс"

Вагоны имеют нескольких разновидностей: с шестью купе в вагоне, с пятью и с четырьмя. В вагонах, в которых расположено четыре купе, оборудован салон-бар.

Купе вагона класса "Люкс" больше стандартного в 1,5 раза в вагоне с шестью купе и в 2 раза – с четырьмя. В купе 2 спальных места: это диван, который трансформируется в полутораспальную кровать шириной 120 см, и верхняя полка шириной 90 см. В купе – кресло и откидной столик.

В каждом купе – индивидуальный санузел с умывальником, вакуумным туалетом, который функционирует даже во время стоянок, и душем (в вагоне с четырьмя купе – душевой кабиной). Пол в санузле подогревается.

Купе вагона класса "Люкс" оборудовано индивидуальной системой кондиционирования, есть телевизор, DVD-проигрыватель и радио.

Вагоны СВ

В вагоне находятся 8 или 9 2-местных купе с местами для лежания, два туалета с умывальниками.

В купе расположены два нижних или нижнее и верхнее спальное место, стол, зеркало на двери купе и стенах (кроме вагонов трансформеров), вешалки для одежды, места для размещения ручной клади.

Купейные вагоны

Купейный пассажирский вагон имеет 9 четырехместных купе, 2 туалета с умывальниками.

В каждом купе находятся две верхние и нижние полки, стол, зеркало на двери купе, вешалки для одежды, места для размещения ручной клади.

В более чем 150 поездах курсируют купейные вагоны со специализированным купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Вагоны МИКСТ

Это вагоны, которые имеют признаки двух типов вагонов ("Люкс" и СВ или СВ и купе).

Плацкартные вагоны

Плацкартный пассажирский вагон имеет 9 купе открытого типа, 2 туалета с умывальниками.

Вагон рассчитан на 54 спальных места, по 4 места в каждом купе: два нижних места, два верхних и 18 боковых мест: верхних и нижних. В каждом купе, а также на боковых местах имеется стол, места для размещения ручной клади, крючки для одежды.

Общие вагоны

Вагон с местами для сидения. Как правило, используются плацкартные вагоны – мест для сидения 81, иногда купейные – мест для сидения 54.

Вагоны с местами для сидения

Это вагоны, оборудованные комфортабельными местами для сидения.

Вагоны подразделяются на вагоны со стандартной компоновкой мест (50-70), с улучшенной (до 50) салонного типа и вагоны на базе купейного вагона. В вагонах 2 туалета с умывальниками.

Также в поездах курсируют двухэтажные купейные вагоны, вагоны СВ и с местами для сидения.

Вагоны международного сообщения

В международном сообщении (кроме стран СНГ и Балтии, Китая, Монголии, Северной Кореи) курсируют вагоны "Люкс", СВ и купейные вагоны габарита РИЦ. В страны СНГ и Балтии, Китай, Монголию, Северную Корею курсируют стандартные (как во внутригосударственном сообщении) вагоны "Люкс", СВ и купейные.

Кроме того, во внутригосударственном и международном сообщении курсируют поезда "Стриж" с вагонами (купейные вагоны, вагоны с местами для сидения, СВ, "Люкс") производства компании TALGO.

Моторвагонный подвижной состав

В межрегиональном сообщении курсируют моторвагонные поезда "Ласточка" и другие электро и дизель-поезда с местами для сидения.

Количество мест зависит от конструкции вагона.

Принципиальным отличием моторвагонного подвижного состава от состава на локомотивной тяге: в нем все или некоторые вагоны оборудованы и двигателями, предназначенными для тяги, и салонами для перевозки пассажиров; в поезде с локомотивной тягой вагоны являются несамоходными.


Понятие четных и нечетных поездов

В общем случае поезда, следующие с юга на север и с запада на восток, имеют чётные номера, а поезда, следующие с севера на юг и с востока на запад - нечётные. Если точно невозможно определить направление движения поезда - это правило работает частично для какого-то участка пути. Иногда в пути следования поезд меняет номер с чётного на нечётный или наоборот. Исключения из правила чётной/нечётной нумерации поездов - Санкт-Петербург. Для большинства поездов, отправляющихся из Санкт-Петербурга, установлены нечётные номера. Хотя в последнее время и Санкт-Петербург переводят под общую систему (поезда 72, 74 на Екатеринбург и Тюмень, 40 на Астану и т.д.)

Что обозначает буква в номере поезда

Вообще буква в номере поезда просто четвёртый символ, делающий номер поезда уникальным. Если бы на железной дороге использовались только трёхциферные номера, ими можно было бы обозначить только 999 поездов, а их гораздо больше. Поэтому добавляется четвёртый символ - буква. При этом стараются давать буквенные обозначения таким образом, чтобы поезда с одинаковыми числовыми обозначениями не встречались. Например, поезд дальнего следования №001а Санкт-Петербург - Москва (Ленинградский вокзал) и поезд №001б Москва (Белорусский вокзал) - Минск нигде друг с другом не встречаются. Поэтому можно объявлять пассажирам только числовой номер поезда во избежание путаницы.

Ещё существуют некоторые другие закономерности с буквами в номерах поездов. Во-первых, иногда бывает, что один поезд включает в себя несколько разных номеров. Например, 001а и 001в (Санкт-Петербург - Москва, "Красная стрела"). В таком случае разные буквы обозначают разные организации, формирующие вагоны данной части поезда. Если в составе поезда есть фирменные и нефирменные вагоны, то им тоже присваиваются разные буквы. Если поезд по одним дням ходит как фирменный, а по другим, как нефирменный, то он тоже получает разные буквы, хотя расписание у него одно и то же. Ещё буква может обозначать разные обслуживающие бригады. А также иногда буква обозначает направление движения поезда (например, 104м Москва - Адлер и 104с Адлер - Москва). И, напоследок, существует закономерность между дорогой формирования поезда и буквой, но она не стопроцентная.