ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. С начала эксплуатации Airbus A320 с самолетами этого типа (включая модификации A319 и A321) произошли 12 катастроф, приведших к гибели 951 человека на борту (без учета катастрофы 24 марта 2015 года).

26 июня 1988 года разбился пассажирский самолет Airbus A320-111 авиакомпании Air France, регистрационный номер F-GFKC, выполнявший демонстрационный полет над аэропортом Базель-Мюлуз-Фрайбург (Франция). Из-за неполадок высотомера и ошибки пилотов, машина при полете на низкой высоте задела верхушки деревьев и упала в лес. Погибли три пассажира из 136 находившихся на борту.

14 февраля 1990 года при заходе на посадку в аэропорту Бангалора в Индии разбился Airbus A320-231 авиакомпании Indian Airlines, регистрационный номер VT-EPN, выполнявший рейс 605 из Бомбея (ныне Мумбаи). Пилоты не заметили, что самолет снижается слишком быстро, пока тот не задел стойками шасси бетонное ограждение гольф-клуба рядом с аэропортом. Лайнер упал рядом со взлетно-посадочной полосой. Погибли 92 человека из 146 находившихся на борту.

20 января 1992 года Airbus A320-111, регистрационный номер F-GGED, французской авиакомпании Air Inter, следовавший рейсом 148 по маршруту Лион - Страсбург, врезался в гору Сент-Одиль в 19,5 км от аэропорта Страсбурга. Погибли 87 из 96 человек на борту. По итогам расследования выяснилось, что катастрофа произошла из-за ряда факторов, в том числе сложности бортовой системы управления и неблагоприятных погодных условий.

14 сентября 1993 года в варшавском международном аэропорту Окенце (ныне - им. Фредерика Шопена) выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы A320-211, регистрационный номер D-AIPN, немецкой авиакомпании Lufthansa, выполнявший рейс 2904 из Франкфурта-на-Майне. В условиях сильного ветра и ливня экипаж лайнера приземлил машину всего в 770 м от конца взлетно-посадочной полосы, воздушное судно не успело затормозить, врезалось в ограждения и загорелось. Погибли один пассажир и капитан-наставник, остальные 68 человек на борту получили травмы.

22 марта 1998 года Airbus A320-214, регистрационный номер RP-C3222, филиппинской компании Philippine Air Lines, выполнявший внутренний рейс номер 137 из Манилы в Баколод, при посадке не смог выполнить штатное торможение. Причиной стала ошибка пилота, отключившего реверс у одного из двигателей. Самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в деревянные жилые дома за пределами аэропорта. Никто из 130 человек на борту самолета не погиб, однако жертвами стали три человека на земле.

23 августа 2000 года A320-212, регистрационный номер A40-EK, бахрейнской авиакомпании Gulf Air, выполнявший рейс 72 из Каира в Манаму (Бахрейн), упал в воды Персидского залива близ международного аэропорта Бахрейна на острове Мухаррак. Катастрофа произошла при уходе на второй круг после неудачного захода на посадку, вызванного ошибкой пилота. Погибли все пассажиры и члены экипажа - 143 человека.

3 мая 2006 года потерпел катастрофу Airbus A320-211, регистрационный номер ЕК-32009, армянской компании Armavia. Самолет совершал рейс 967 из Еревана в Сочи. При посадке в аэропорту назначения в сложных метеоусловиях экипаж получил команду об уходе на второй круг. Выполняя разворот, экипаж отключил автопилот, после чего самолет перешел в режим набора высоты, потерял скорость и упал в Черное море. Погибли все 113 человек на борту.

17 июля 2007 года при заходе на посадку в аэропорту Сан-Паулу разбился Airbus A320-233, регистрационный номер PR-MBK, бразильской авиакомпании TAM Airlines, следовавший внутренним рейсом 3054 из Порту-Алегри. После приземления самолет не смог затормозить на скользкой полосе, вылетел за ее пределы, врезался в ангар с авиационным топливом и сгорел. Погибли все 187 человек на борту и еще 12 человек на земле. Причиной катастрофы стало то, что тяга одного из двигателей оказалась во время посадки во взлетном режиме. Комиссия не смогла установить, было это ошибкой пилота или технической неисправностью.

30 мая 2008 года Airbus А320-233, регистрационный номер EI-TAF, сальвадорской компании TACA International Airlines, следовавший рейсом 390 из Сан-Сальвадора в Тегусигальпу (Гондурас), при посадке в аэропорту назначения выкатился со взлетно-посадочной полосы на улицу города и получил значительные повреждения. Погибли три человека на борту и два - в автомобиле на земле. В числе погибших пассажиров самолета был никарагуанский экономист Гарри Браутигэм, президент Центральноамериканского банка экономической интеграции, умерший от инфаркта.

27 ноября 2008 года Airbus A320-232, регистрационный номер D-AXLA, авиакомпании XL Airways Germany, выполнявший технический полет номер 888T в районе французского аэропорта Перпиньян-Ривальт, упал в море близ населенного пункта Кане-ан-Русийон. Погибли все семь человек на борту. Расследование показало, что катастрофа произошла из-за попадания воды в датчики угла атаки при техническом обслуживании. Выход датчиков из строя привел к потере экипажем контроля над воздушным судном.

28 июля 2010 года Airbus A321-231, регистрационный номер AP-BJB, пакистанской авиакомпании Airblue, выполнявший внутренний рейс 202 по маршруту Карачи - Исламабад, разбился на севере Исламабада в условиях сильного тумана и муссонного дождя. Погибли все 152 человека, находившиеся на борту. Причиной крушения стали погодные условия и несогласованные действия экипажа.

28 декабря 2014 года Airbus A320-216, регистрационный номер PK-AXC, авиакомпании Indonesia AirAsia, следовавший рейсом QZ8501 из Сурабая (Индонезия) в Сингапур, пропал с радаров, находясь над Яванским морем в районе между островами Калимантан (Борнео) и Белитунг (Индонезия). На борту находились 155 пассажиров и семь членов экипажа. 3 января в ходе поисковой операции на дне моря были обнаружены обломки лайнера, в период с января по март в зоне крушения найдены 106 тел погибших.

Airbus A320 бюджетного авиаперевозчика Germanwings, дочерней компании Lufthansa, разбился в труднодоступном районе французских Альп. На борту лайнера, следовавшего из Барселоны в Дюссельдорф, находились 142 пассажира и 8 членов экипажа. Скорее всего, все они погибли, заявил президент Франсуа Олланд. По его данным, на борту самолёта находились граждане Германии, Испании и Турции. Российские дипломаты сейчас проверяют, были ли среди пассажиров граждане РФ.

Причины и обстоятельства катастрофы выясняются. Впрочем, по данным французских СМИ, метеоусловия в районе катастрофы лайнера на юго-востоке Франции были практически идеальными и не могли стать причиной трагедии.

«Небо было чистое, ветра практически не было. Таким образом, метеоусловия из возможных причин катастрофы можно исключить», - цитирует РИА Новости заявление метеообозревателя французского информационного телеканала BFMTV.

Задержка в аэропорту и резкое снижение

Как стало известно, самолёт по невыясненным причинам задержался на 20 минут в аэропорту Барселоны Эль Прат. Однако сигналы бедствия экипаж лайнера не подавал, передаёт агентство France-Presse со ссылкой на Генеральное управление гражданской авиации. «Экипаж воздушного судна не подавал сигналов mayday. Это сделали наземные службы, которые приняли решение признать самолёт терпящим бедствие, поскольку у служб контроля не было никаких контактов с экипажем и самолётом», - приводит агентство разъяснение DGAC.

По данным сервиса FlightAware, упавший во Франции Airbus A320 авиакомпании Germanwings в последней фазе полёта начал резко терять высоту. Как сообщается, лайнер снизился почти с 40 тыс. футов (12 км) до 25 тыс. футов (7,6 км). После этого информация с самолёта перестала поступать.

Жители двух городков во французских Альпах, где произошла катастрофа, рассказали о том, что увидели и услышали. «Я думаю, что видел его перед тем, как он разбился. Я видел самолёт, который летел немного ниже, чем обычно - это привлекло моё внимание», - сообщил житель городка Меолан-Ревель, добавив, что высота полёта лайнера составляла около 4 тыс. метров. Другой очевидец отмечает, что его внимание привлёк очень сильный шум реактивного двигателя.

Бернар Бартолини, мэр города Прад-ле-Блеон - ближайшего населённого пункта к месту крушения - заявил, что от последнего дома до горного массива, где произошло крушение, «два с половиной часа пешком».

Обломки Airbus A320 уже обнаружены на высоте 2 тыс. метров. В настоящее время вертолёты доставляют тела жертв крушения в расположенную неподалёку школу, сообщает РИА Новости. Место происшествия оцеплено полицией.

Реакция официальных лиц

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что шокирована крушением Airbus A320, сообщается в заявлении официального представителя правительства ФРГ Штеффена Зайберта.

Канцлер Германии отменила все мероприятия, запланированные на сегодня. Она уже созвонилась с президентом Франции Франсуа Олландом и премьер-министром Испании Мариано Рахоем. Завтра канцлер Германии намерена посетить место крушения самолёта Airbus А320.

«Я сама поеду туда завтра, чтобы у меня сложилась собственная картина происшедшего», - сказала Меркель.

Король Испании Филипп VI, который прибыл с супругой во Францию в рамках государственного визита, заявил, что в связи с крушением самолёта Airbus A320 намерен раньше срока вернуться домой.

Первый заместитель председателя правительства Испании Сорайя Саенс де Сантамария заявила, что на борту лайнера находились по меньшей мере 45 пассажиров с испанскими фамилиями. Мадрид работает с Берлином и Парижем над расследованием причин крушения, заявил испанский премьер Мариано Рахой.

На специальном брифинге он отметил, что в настоящий момент «нет какой-либо точной информации» о причинах трагедии, а также сообщил, что планирует встретиться с канцлером Германии Ангелой Меркель, королём Испании Филиппом VI, а также главой правительства Каталонии Артуро Масом. Рахой также добавил, что в этот тяжёлый и драматичный момент страна протянет руку помощи родным и близким пассажиров самолёта и сделает всё, чтобы их поддержать.

«Прежде всего я хочу выразить свою солидарность с семьями погибших. Это трагедия», - написал лидер Франции Франсуа Олланд в своём Twitter.

Airbus А320 — модель очень популярная. Такой самолет в мире взлетает или садится каждые две секунды. Учитывая массовость, катастрофы с ним случаются нечасто.

До сегодняшнего дня в небе было 4467 аэробусов А320. Сухая статистика — с ней не поспоришь: это самый покупаемый магистральный лайнер в мире. И один самых безопасных: за четверть века — всего восемь авиакатастроф. Теперь — девять. И, по странному совпадению, как минимум три — во Франции.

Первая — уже во время демонстрационного полета в 1988-м. Тогда 320-й аэробус — новая суперсовременная модель, только выходит на рынок. Через несколько месяцев после получения сертификата сразу три борта у концерна закупает стартовый заказчик — компания AirFrance. Устраивает показательные выступления на авиашоу в Мюлуз. Приветствуя собравшихся, командир под прицелами телекамер решил пройти на бреющем полете.

Что именно случилось — однозначно так и не ответили. По официальной версии, виноват пилот: он просто не учел особенностей работы нового самолета, слишком поздно перевел двигатели на повышенный режим работы и потому не смог набрать высоту. На борту было 136 человек. Каким-то чудом большинство выжили. Трое погибли, 98 получили тяжелейшие ранения.

Эта трагедия чуть не стоила компании-производителю репутации. Но опасный крен не стал смертельным: А320 быстро набирает обороты и становится на крыло. Разлетается по всему миру — от Индии до Бразилии, от Непала до Арабских Эмиратов. Но 20 января 1992 года экипаж снова не справился с управлением, и снова — во Франции.

Это был внутренний рейс Лион — Страсбург авиакомпании Air Inter. Борт уже готов был зайти на посадку, но неожиданно отклонился от курса и врезался в гору, не дотянув до места назначения всего 20 километров.

"Когда я пришел в себя, первое, что увидел — открытый огонь, прямо перед собой. У меня началась паника. Я сказал себе: ну все, я просто сгорю. Я побежал в хвост самолета — вернее, в ту часть, которая от него осталась. И там я увидел других выживших", — вспоминает пассажир рейса Лион — Страсбург Николас Скуриас.

Это — один из девяти выживших в этой авиакатастрофе. 87 человек погибли. На выяснение причин трагедии ушло полтора десятка лет. Сначала в непредумышленном убийстве обвиняли сотрудников авиакомпании: авиадиспетчера, менеджеров и представителя генерального директора. Но французская прокуратура так и не смогла доказать их вину. Решили, что все дело в совокупности факторов: и погодные условия плохие, и экипаж не справился. Но главное — бортовая система управления оказалась несовершенной. После случившегося ее решили срочно доработать.

"Мы выработали 45 рекомендаций, включая дополнительную подготовку экипажа при программировании автопилота. Кроме того, теперь один из пилотов должен иметь как минимум три тысячи часов налета. Мы решили, что эта цифра оптимальна", — рассказывает бывший пилот авиакомпании Air Inter Жерар Арну.

"Мы провели отдельные проверки, специальные тесты, чтобы выяснить, какая была температура горения на борту. Определили цифру в 260 градусов Цельсия. Мы повысили огнеупорность черных ящиков — чтобы они сохраняли информацию даже в экстремальных условиях", — объясняет еще один эксперт.

Любопытно, что долгие годы А320 собирали исключительно во Франции, в Тулузе. И только семь лет назад из-за повышенного спроса производство решили расширить, открыв филиал в Германии.

Именно тогда, в 2008-м, и именно немецкая авиакомпания XL Airways Germany закупила очередной борт А320, который 27 ноября того же года совершал тестовый полет и упал в Средиземное море. По очередному совпадению — у побережья Франции. На борту было семь человек, все погибли. Причина трагедии — плохое техническое обслуживание самолета: в датчики попала вода. На высоте она замерзла и вывела из строя сенсоры. Дезориентированные пилоты просто потеряли контроль над ситуацией.

"Бортовые компьютеры реагируют на те данные, которые в них вносятся. Но в этом случае оба датчика были заблокированы, а на основной пульт управления информация об этом не поступала вовсе. Пилот ничего не мог сделать", — говорит авиационный эксперт Джон Бош.

После этой катастрофы снова делают выводы и снова усовершенствуют бортовой компьютер. А320 по-прежнему остается одной из самых востребованных моделей на рынке. Не только по причине безопасности — дело еще и в сравнительно невысокой стоимости обслуживания для борта такого класса.

Разбившийся 24 марта в Альпах борт был одним из самых старых в парке авиакомпании. 1990-й год выпуска — это едва ли не старейшая модификация. Все предполетные проверки он прошел, судя по документам, никаких нареканий у специалистов не вызывал. Впрочем, если принять во внимание историю авиакатастроф именно этой модели, формальная техническая исправность далеко не всегда гарантирует безопасность полета.

Плановая проверка разбившегося во французских Альпах самолета Airbus A320 авиакомпании Germanwigs была проведена техническими специалистами компании Lufthansa 23 марта, то есть за день до катастрофы. Самолет был технически исправен.

Последняя генеральная проверка была проведена летом 2013 года. Известно, что разбившийся лайнер, выпущенный в 1990 году, был одним из самых старых в авиапарке Germanwings. Эксперты называют Airbus A320 пассажирских лайнеров, поэтому он довольно популярен во всем мире. Компания Airbus начала собственное расследование этого инцидента.

За спиной капитана самолета были 6 тысяч летных часов. Пилот работал в Germanwings и Lufthansa более 10 лет.

Самолет Germanwings потерял связь с французскими диспетчерами на высоте примерно 6 тысяч футов, заявил на пресс-конференции, которую транслировал российский телеканал представитель авиакомпании Томас Винкельманн.

"Самолет после набора высоты в течение минуты находился на высоте 13 тысяч метров, а затем начал снижаться. При этом у диспетчера не было запрошено разрешение на снижение", — пояснил он.

По некоторым данным, причиной крушения могла стать разгерметизация салона. До финальной стадии расследования, то есть, до расшифровки бортовых самописцев все версии, включая ошибку пилота и действия злоумышленников (в том числе теракт), считаются рабочими. Особенно экспертов озадачивает тот факт, что самолет будто бы целенаправленно продолжал снижение, как будто заходил на посадку, хотя все системы лайнера должны были предупредить пилотов, что впереди горы, и дальнейшее снижение грозит катастрофой.

Жертвами авиакатастрофы во французских Альпах стали . На борту разбившегося самолета было 67 граждан Германии. Большинство из них возвращались после отдыха на Мальорке. а 15 немецких школьников возвращались домой после завершения программы учебных обменов.

Все запланированные на 24 марта мероприятия отменила из-за крушения самолета Germanwing канцлер Германии . "Канцлер глубоко потрясена катастрофой немецкого самолета", — подчеркнул официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт.

По данным премьер-министра Испании Мариано Рахоя, на борту упавшего самолета были 45 граждан Испании. Также в салоне были граждане Турецкой Республики. Российские дипломаты сейчас уточняют, были ли в самолете .

Экипаж разбившегося самолета, вопреки первоначальным сообщениям, не подавал сигналов бедствия. подали авиадиспетчеры из Марселя, поскольку они в 10 часов 53 минуты по местному времени полностью утратили связь с экипажем.

Немецкая авиакомпания Germanwings - лоукостер, дочка Lufthansa. Компания входит в старейший и крупнейший авиационный альянс Star Alliance.

Germanwings базируется в аэропорту Кельн-Бонн. Штаб-квартира находится в Кельне. В России авиакомпанию обслуживает аэропорт Внуково.

А320 — узкофлюзеляжный самолёт. Вместимость — от 140 до 180 человек. Крейсерская скорость — 840 километров в час. Практический потолок — 12 тысяч метров. На ноябрь 2014 года куплено 6331 самолетов семейства. Имеются заказы на 11163 воздушных судна.

За время эксплуатации в катастрофах и авариях потеряно 27 самолетов семейства. Всего за время эксплуатации самолетов А320 с ними произошло 12 . В их результате .

Катастрофа авиалайнера Airbus A320-232 авиакомпании EgyptAir, остаётся в центре внимании мировых СМИ. Спустя почти неделю после трагедии власти Египта и Франции, а также привлечённые к расследованию структуры не могут дать ответа на вопрос, что случилось с самолётом, или хотя бы ограничить круг возможных версий.

На сегодняшний день известно, что рейс MS804 Париж - Каир, на борту которого находились 56 пассажиров, 7 членов экипажа и 3 сотрудника службы безопасности, рухнул в воду примерно в 290 километрах к северу от египетского города Александрия.

Корабли, задействованные в поиске, обнаружили на поверхности воды деформированные части фюзеляжа, спасательные жилеты и личные вещи пассажиров.

Спустя четыре дня после катастрофы президент Египта Абдель Фатах аль-Сиси предостерёг от поспешных выводов: «Все сценарии остаются открытыми, ничего не доказано».

В деле о катастрофе рейса MS804 в настоящее время очень много разного рода сообщений, которые затем опровергаются, в результате чего очень сложно создать целостную картину. Ситуацию может прояснить подъём «чёрных ящиков», в том случае если они не были сильно повреждены.

Существует несколько основных версий случившегося, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на несколько вариантов.

Версия первая. Технические неполадки

По некоторым сведениям, за 7 минут до потери связи с самолётом было получено несколько автоматических сообщений с ACARS (адресно-отчётная система авиационной связи), сигнализирующих о множестве проблем на борту, включая возможный пожар в туалете и главном отсеке электроники.

Кроме того, министр обороны Греции Паннос Камменос заявил, что перед тем, как исчезнуть с экрана греческого военного радара, самолёт сделал поворот на 90° влево, а затем разворот на 360° вправо до того, как он снизился до высоты 4500 метров, а затем и до 3000 метров, после чего исчез с экранов радаров.

Теоретически, данные манёвры самолёта вкупе с сигналами автоматики о неполадках могут свидетельствовать об отказе техники, сопровождавшемся пожаром на борту. Экипаж в таком случае мог начать экстренное снижение, стремясь произвести посадку как можно быстрее.

Против этой версии говорит то обстоятельство, что лётчики так и не связались с диспетчерами, не сообщили о каких-либо проблемах и не запросили экстренную посадку.

Версия вторая. Нападение в воздухе

Источник Agence France Presse, близкий к расследованию, высказал предположение, что гибель самолёта могла произойти «в результате действий людей». Имеется в виду не ошибка экипажа, а вмешательство третьих лиц, то есть захват самолёта.

Примером этого могут служить теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Кроме того, выполнявший рейс из Александрии в Каир, и, угрожая взорвать муляж «пояса смертника», посадил самолёт в Ларнаке. Захватчик оказался не террористом, а неадекватным гражданином, однако сама возможность захвата выглядит вполне реальной.

Это могло бы объяснить и то, что сигналы о неполадках пришли из района пилотской кабины, и то, что экипаж не связался с землёй — им могли просто не дать этого сделать.

Против этой версии говорит присутствие на борту трёх сотрудников египетской службы безопасности, которые должны были помешать действиям террористов. Это как минимум не должно было сделать катастрофическое развитие событий настолько стремительным.

Версия третья. Ошибка экипажа

Крушения в результате неправильных действий пилотов случаются нередко, и поэтому данная версия фигурирует в числе основных.

Тем не менее в данном случае эта версия не выглядит убедительной. Рейс MS804 выполнял опытный экипаж, командир воздушного судна 36-летний Мохаммед Саид Шокейр проработал в авиакомпании EgyptAir 12 лет. Полёт проходил по не самому сложному маршруту, практически в идеальных погодных условиях. За то время, пока экипаж был на связи, лётчики не сообщали о возникновении у них каких бы то ни было трудностей.

Версия четвёртая. Взрыв на борту

Египетские власти говорят об этой версии крайне неохотно, однако пока она фигурирует в качестве наиболее вероятной.

24 мая агентство Associated Press со ссылкой на экспертов-криминалистов сообщило, что анализ останков погибших при катастрофе . В частности, один из экспертов следственной группы, лично принимавший участие в осмотре останков, сообщил, что доставленные в Каир фрагменты тел были «настолько мелкими, что среди них нет даже ни одной целой части тела, например руки или головы. Логичным объяснением служит то, что это был взрыв».

Позднее официальные лица Египта . Как сообщается, на обнаруженных в настоящее время обломках не обнаружено каких бы то ни было следов взрывчатых веществ.

Тем не менее эксперты согласны с тем, что взрыв на борту логичнее всего объясняет стремительное развитие катастрофической ситуации и отсутствие попыток экипажа выйти на связь с землёй. При этом взрыв мог быть произведён как террористом-смертником, так и при помощи заранее заложенного взрывного устройства.

Обломки Airbus A320. Фото: Reuters

31 октября 2015 года в результате взрыва на борту российской компании «Когалымавиа», выполнявший рейс по маршруту Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Все находившиеся на его борту 224 человека погибли.

16 ноября глава ФСБ РФ Александр Бортников — сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте. Это стало понятно после того, как на обломках самолёта и вещах пассажиров были обнаружены следы взрывчатого вещества, изготовленного не в России. Ответственность за теракт взяла на себя запрещённая на территории РФ по решению суда группировка ИГИЛ. Власти Египта не подтверждали версию о теракте вплоть до февраля 2016 года, когда президент страны Абдель Фатах аль-Сиси .