сайт вспоминает пять самых ярких историй воздушного пиратства.

Угон самолета Boeing 727, 1971 год

24 ноября 1971 года, в канун Дня благодарения, некто, представившийся Д. Б. Купером (как он выглядел, до сих пор известно только по портрету полицейского художника, составленному со слов пассажиров), летевший рейсом из Портленда, штат Орегон, в Сиэтл, передал стюардессе записку. Требования его были просты: выкуп $200 тысяч в 20-долларовых купюрах, 2 парашюта, дозаправка и вылет из Сиэтла. Для убедительности он даже показал стюардессе портфель с бомбой.

Плакат ФБР о розыске Д. Б. Купера

Бомбу признали настоящей, после посадки требования были выполнены: при погашенных в салоне огнях, на дальней рулежной дорожке одинокий сотрудник аэропорта принес деньги и парашюты. Купер выпустил всех пассажиров (36 человек) и одну из стюардесс, самолет заправили, и он снова поднялся в воздух.

Угонщику Куперу удалось получить выкуп в $200 тыс. и остаться неизвестным


Через некоторое время после взлета Купер открыл хвостовую дверь самолета и выпрыгнул. С тех пор его больше никто не видел: ни самого угонщика, ни его тело, ни парашют, ни сумку с деньгами так и не нашли. Правда, в 1980 году на берегу реки отец и сын Ингрэмы обнаружил пачку 20-долларовых банкнот: серийные номера совпали с теми, что были в выкупе. Для многих это послужило доказательством того, что Купер все-таки погиб во время прыжка.

Захват Airbus A300, 1976 год

27 июня 1976 года лайнер авиакомпании «Air France» был захвачен террористами, представлявшими две организации — немецкую группу «Революционные ячейки» и Народный фронт освобождения Палестины. Самолет был угнан в Уганду, город Энтеббе. 58 пассажиров, граждан Израиля, были оставлены в заложниках. Не израильтян террористы отпустили. Террористы выдвинули требование: освободить более 50 боевиков, которые находились в тюрьмах.



Аэропорт Энтеббе

3 июля 1976 года была начата операция по спасению заложников. Командовал операцией Дан Шомрон, его ближайшим помощником был Йонатан Нетаньяху. Наземный этап начался около 23:00. Бойцы Нетаньяху, лица которых были выкрашены в черный цвет, на черном «Mercedes» подъехали к воротам КПП и бесшумно нейтрализовали охрану. Через несколько минут в аэропорту Энтеббе завязалась перестрелка. Первыми были уничтожены террористы-немцы, затем один за другим были убиты боевики-палестинцы. Перестрелка длилась 1 минуту 45 секунд, израильские коммандос преследовали террористов, пока все они не были ликвидированы (по другим данным — троих террористов удалось захватить живыми). Двое заложников были убиты, несколько человек получили ранения. Позже в бой вступили угандийские солдаты, Йонатан Нетаньяху был смертельно ранен.

Из 260 человек, находившихся на борту А300, 256 вернулись домой


Бойцы израильских спецподразделений уничтожили российские МиГи, которые находились в аэропорту, чтобы не допустить преследования. При этом попытка сопротивления со стороны угандийских солдат была подавлена (в общей сложности, погибли до 45 угандийцев). Был также демонтирован радар советского производства. Уже через 53 минуты после приземления десанта в Энтеббе первый C-130 Hercules с освобожденными заложниками вылетел в сторону Кении. Вскоре в воздух были подняты и все остальные самолеты. 4 июля, после дозаправки в Найроби, самолеты с освобожденными заложниками приземлились в Израиле. Операция «Шаровая молния» была завершена.

Захват Ту-134 в Уфе, 1986 год

20 сентября 1986 года двумя солдатами-дезертирами в аэропорту города Уфы был произведен захват самолета Ту-134. Все террористы служили в одной и той же части внутренних войск, расквартированной в Уфе. Солдаты прошли специальную подготовку в рамках плана «Набат», который вводился в действие при захвате террористами воздушного судна, поэтому они были уверены в том, что смогут угнать самолет за границу. Дезертиры захватили автомашину такси с водителем. Угрожая ему автоматом, они проехали до поста ГАИ. Остановившись недалеко от него, они поняли, что проехать его им не удастся. Тогда они решили завладеть автомашиной «УАЗ». С этой целью они стали выжидать. Однако вскоре дезертиры увидели приближавшийся к ним «УАЗ» патрульной милицейской группы, следовавшей своим обычным маршрутом. Все трое открыли огонь. Двое сидевших в «УАЗе» милиционеров были убиты на месте. Один из дезертиров убежал. Двое решили продолжить задуманное.

Вся операция по освобождению Ту-134 заняла не более шести секунд


Добравшись до аэропорта, Мацнев и Ягмурджи пробрались на территорию летного поля через дренажный канал. Увидев стоявший там самолет Ту-134, следовавший маршрутом «Киев — Уфа — Нижневартовск», севший на дозаправку, они направились к нему. Заскочив в салон самолета, они объявили о захвате, и заставили выдать оружие экипаж судна. В заложниках у дезертиров оказались 81 человек, в числе которых 5 членов экипажа и 76 пассажиров.



Сергей Ягмурджи (справа) на следственном эксперименте

Дезертиры потребовали немедленного взлета самолета и отлета за границу. Однако под разными предлогами пилоты затянули время, за которое к самолету прибыли группа «А» КГБ СССР и внутренние войска. Поняв, что их требования выполнять никто не станет, два солдата решили покончить жизнь самоубийством. Они потребовали сильнодействующие наркотические препараты и, когда они были им предоставлены, приняли их в больших дозах. Ягмурджи потерял сознание, а Мацнев, уже бывший к тому времени наркоманом со стажем, нет. Мацнев начал метаться по салону. Он разрешил выйти всем пассажирам и стюардессам. Когда те вышли, начался штурм. При штурме Мацнев попытался открыть огонь из автомата, но был убит. Одна из пуль раздробила ногу лежавшему без сознания Ягмурджи. Впоследствии ему ее ампутировали. Вся операция по освобождению самолета заняла не более шести секунд.

Попытка угона Ту-154, 1988 год

8 марта 1988 года в СССР семья Овечкиных захватила пассажирский самолет. Семья состояла из семи братьев, музыкантов джаз-бэнда «Семь Симеонов», их матери и сестер. Угонщики, угрожая оружием и бомбой, потребовали направить самолет в Лондон. Экипаж убедил их, что нужна дозаправка воздушного судна. На самом деле, самолет был посажен на военном аэродроме «Вещево» в Ленинградской области. Овечкиным сказали, что это уже Финляндия. Угонщики самолета увидели солдат в советской форме. Поняв, что их обманули, они расстреляли бортпроводницу.

С целью бегства из СССР семья Овечкиных захватила Ту-154


В это время группа захвата проникла в самолет через кабину пилотов и багажное отделение и начала штурм. Решив покончить с собой, братья взорвали бомбу, от взрыва которой погиб только один из братьев. Остальных членов семьи расстрелял старший брат, после чего застрелился сам. В живых остались только маленькие дети, 28-летняя Ольга Овечкина и 17-летний Игорь Овечкин.



Семья Овечкиных, 1985 год

Угон самолета A300 в Алжире, 1994 год

24 декабря 1994 года около 11:00 группа террористов из четырех человек, вооруженных автоматами и ручными гранатами, захватили в аэропорту Алжира принадлежащей французской авиакомпании самолет Airbus A300. Террористы, оказавшиеся членами местной террористической организации «Вооруженная исламская группа», на протяжении несколько лет ведущей вооруженную борьбу с алжирскими властями, предъявили свои требования. В их число входило освобождение одного из арестованных исламистских лидеров, а также разрешение вылететь во Францию. Власти Алжира не хотели идти на переговоры, поэтому террористы убили двух пассажиров — алжирского полицейского и торгового атташе посольства Вьетнама в Алжире. Однако и после этого алжирские власти более суток не хотели давать разрешение на вылет самолета.


Ситуация изменилась около 21:00 25 декабря, когда после соответствующих угроз террористы убили повара посольства Франции в Алжире, французского гражданина. После этого французские власти оказали на алжирцев дипломатическое давление, и ночью 26 декабря самолет вылетел в Марсель. По прибытии террористы отпустили 63 пассажиров из 240 находившихся на борту и вступили в переговоры с французами. В ходе переговоров они потребовали заправки самолета для последующего перелета в Париж, где они собирались устроить пресс-конференцию, а затем вылететь в одно из ближневосточных государств и отпустить заложников. Однако к тому времени французские спецслужбы через свою агентуру в Алжире выяснили, что в планы террористов входил взрыв воздушного судна непосредственно над Парижем.



Airbus A300B2−1C борт F-GBEC за 12 лет до захвата

После это о выполнении условий террористов не могло быть и речи. Было принято решение штурмовать самолет, тем более что две антитеррористические группы уже были наготове. К тому же террористы уже начали терять терпение и выдвигали различные ультиматумы. Штурм начался в 17 часов 17 минут, бойцы антитеррористических подразделений были разделены на три штурмовые группы, еще восемь снайперов должны были прикрывать и поддерживать товарищей огнем с дистанции. Три штурмовые группы начали приближаться к Airbus A300 с тыла на авиационных трапах, стараясь держаться в так называемой «слепой зоне», в которой они были недоступны для огнестрельного оружия с борта самолета. Тем не менее, они были замечены террористами, которые тут же укрылись в кабине пилотов.

Первая штурмовая группа из восьми бойцов проникла в самолет через правые передние двери, приняв на себя огонь террористов. Пока в передней части самолета шла ожесточенная перестрелка, в том числе с применением ручных гранат, вторая штурмовая группа из шести бойцов проникла в самолет через левые задние двери. Члены группы приказали пассажирам лечь на пол, одновременно проверяя помещения салона на предмет спрятавшихся в них или среди заложников террористов. Немного позже третья штурмовая группа, также из шести бойцов, попала в самолет через правые задние двери, после чего они активировали аварийные «рукава» для эвакуации пассажиров. Затем началась эвакуация заложников, занявшая четыре минуты (за это время борт покинуло около 170 человек). После получения подтверждения, что пассажиры покинули самолет (трое заложников из числа членов экипажа оставались в кабине пилотов) было дано указание снайперам усилить огонь по кабине пилотов. В результате перестрелки к 17 часам 35 минутам все четыре террориста были уничтожены. Вся операция заняла 18 минут. В итоге, ранены были 16 заложников (из них трое членов экипажа) и 9 бойцов штурмовых групп. Ни один человек в ходе операции, не считая террористов, не погиб.

15 октября исполнится 45 лет со дня гибели 19-летней стюардессы Надежды Курченко, которая ценой собственной жизни пыталась предотвратить захват советского пассажирского самолета террористами. Это был первый случай захвата такого масштаба пассажирского самолета. С него, в сущности, и началась многолетняя серия подобных трагедий, забрызгавших кровью невинных людей небеса всего мира.

А начиналось все так:

Ан-24 поднялся в небо с батумского аэродрома 15 октября 1970 года в 12 часов 30 минут. Курс — на Сухуми. На борту самолета находились 46 пассажиров и 5 членов экипажа. Время в полете по графику — 25-30 минут.
Но жизнь поломала и график, и расписание.

На 4-й минуте полета самолет резко отклонился от курса. Радиооператоры запросили борт — ответа не последовало. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом прервалась. Самолет уходил в сторону близкой Турции.
В море вышли военные и спасательные катера. Их капитаны получили приказ: на полном ходу следовать к месту возможной катастрофы.

Борт не отвечал ни на один из запросов. Еще несколько минут — и Ан-24 покинул воздушное пространство СССР. И в небе над турецким прибрежным аэродромом Трабзон вспыхнули две ракеты — красная, затем — зеленая. Это был сигнал аварийной посадки. Самолет коснулся бетонного пирса чужой воздушной гавани. Телеграфные агентства всего мира немедленно сообщили: угнан советский пассажирский самолет. Бортпроводница убита, есть раненые. Всё.

Вспоминает Георгий Чахракия — командира экипажа Ан-24, №46256, выполнявший 15 октября 1970 года рейс по маршруту Батуми-Сухуми — Я помню все. Досконально помню.

Такие вещи не забываются, — В тот день я Наде сказал: «Мы договорились, чтобы в жизни ты считала нас своими братьями. Так почему ты не откровенна с нами? Мне известно, что скоро придется погулять на свадьбе...» — вспоминает с грустью летчик. — Девушка подняла голубые глаза, улыбнулась и сказала: «Да, наверное, на ноябрьские праздники». Я обрадовался и, покачав крыльями самолета, во весь голос закричал: «Ребята! На праздники гуляем на свадьбе!»... А уже через час знал, что никакой свадьбы не будет...

Сегодня, спустя 45 лет, я намерен вновь — хотя бы вкратце — изложить события тех дней и снова сказать о Наде Курченко, ее мужестве и ее героизме. Сказать об ошеломляющей реакции миллионов людей так называемого застойного времени на жертвенность, отвагу, смелость человека. Сказать об этом прежде всего людям нового поколения, нового компьютерного сознания, рассказать, как это было, ибо мое поколение помнит и знает эту историю, а главное — Надю Курченко — и без напоминаний. А молодым людям нелишне бы знать, почему многие улицы, школы, горные вершины и даже самолет носят ее имя.

После взлета, приветствий и наставлений пассажирам бортпроводница вернулась в свое рабочее помещение, узкий отсек. Она открыла бутылку "боржоми" и, дав воде настреляться сверкающими крохотными ядрами, наполнила четыре пластмассовых стаканчика для экипажа. Поставив их на поднос, вошла в кабину.

Экипаж всегда был рад присутствию в кабине красивой, юной, на редкость доброжелательной девушки. Наверное, и она чувствовала это отношение к себе и, конечно, радовалась тоже. Возможно, и в этот предсмертный час она с теплом и благодарностью подумала о каждом из этих ребят, легко принявших ее в свой профессиональный и дружеский круг. Они относились к ней, как к младшей сестре, с заботой и доверием.

Безусловно, у Нади было замечательное настроение — утверждали все, кто видел ее в последние минуты ее чистой, счастливой жизни.

Напоив экипаж, она вернулась в свой отсек. В этот момент и раздался звонок: бортпроводницу вызывал кто-то из пассажиров. Она подошла. Пассажир сказал:
- Передай срочно командиру, — и протянул ей какой-то конверт.

В 12.40. Через пять минут после взлёта (на высоте около 800 метров) мужчина и парень, сидевшие на передних креслах, вызвали бортпроводницу и отдали ей конверт: «Передайте командиру экипажа!». В конверте был отпечатанный на печатной машинке «Приказ №9»:

1. Приказываю лететь по указанному маршруту.
2. Прекратить радио связь.
3. За невыполнение приказа — Смерть.
(Свободная Европа) П.К.З.Ц.
Генерал (Крылов)

На листе стояла печать, на которой по-литовски было написано: «... rajono valdybos kooperatyvas» («кооператив управления... района»). мужчина был одет в парадную форму советского офицера.

Надя взяла конверт. Их взгляды наверняка встретились. Она наверняка удивилась, каким тоном были сказаны эти слова. Но выяснять ничего не стала, а шагнула к дверце багажного отделения — дальше была дверь пилотской кабины. Вероятно, ощущения Нади были написаны на ее лице — скорее всего. А чувствительность волка, увы, превосходит любую другую. И, наверное, как раз благодаря этой чувствительности террорист усмотрел в глазах Нади неприязнь, подсознательное подозрение, тень опасности. Этого оказалось достаточно, чтобы больное воображение объявило тревогу: провал, приговор, разоблачение. Самообладание отказало: он буквально катапультировался из кресла и бросился вслед за Надей.

Она успела сделать лишь шаг к пилотской кабине, когда он распахнул дверцу ее отсека, только что ею закрытую.
- Сюда нельзя! — закричала она.
Но он приближался, как тень зверя. Она поняла: перед ней враг. В следующую секунду понял и он: она поломает все планы.

Надя закричала снова. И в то же мгновение, захлопнув дверь кабины, развернулась лицом к разъяренному таким ходом дел бандиту и приготовилась к нападению. Он, так же как и члены экипажа, услышал ее слова — без сомнения.Что оставалось делать? Надя приняла решение: не пропускать нападающего в кабину любой ценой. Любой!

Он мог быть маньяком и перестрелять экипаж. Он мог погубить экипаж и пассажиров. Он мог... Она не знала его действий, его намерений. А он знал: прыгнув к ней, он попытался сбить ее с ног. Упершись руками в стенку, Надя удержалась и продолжала сопротивляться.

Первая пуля попала ей в бедро. Она еще плотнее прижалась к пилотской двери. Террорист попытался сжать ей горло. Надя — выбить из его правой руки оружие. Шальная пуля ушла в потолок. Надя отбивалась ногами, руками, даже головой.

Экипаж оценил ситуацию мгновенно. Командир резко прервал правый разворот, в котором находились в минуту нападения, и тут же завалил ревущую машину влево, а затем — вправо. В следующую секунду самолет пошел круто вверх: пилоты старались сбить с ног напавшего, полагая, что опыт его в этом деле невелик, а Надя удержится.

Пассажиры были еще с ремнями — ведь табло не гасло, самолет только набирал высоту.

В салоне, увидев бросившегося к кабине пассажира и услышав первый выстрел, несколько человек мгновенно расстегнули ремни и вскочили с кресел. Двое из них были ближе всего к месту, где сидел преступник, и первыми почувствовали беду. Галина Кирьяк и Аслан Кайшанба не успели, однако, сделать и шага: их опередил тот, кто сидел рядом с убежавшим в кабину. Молодой бандит — а он был намного моложе первого, ибо они оказались отцом и сыном — выхватил обрез и выстрелил вдоль салона. Пуля просвистела над головами потрясенных пассажиров.

Ни с места! — заорал он. — Не двигаться!
Пилоты с еще большей резкостью стали бросать самолет из одного положения в другое. Молодой выстрелил снова. Пуля пробила обшивку фюзеляжа и вышла навылет. Разгерметизация воздушному судну еще не угрожала — высота была незначительной.

Распахнув пилотскую кабину, она крикнула экипажу изо всех сил:
- Нападение! Он вооружен!
В следующий после второго выстрела миг молодчик распахнул серый плащ и люди увидели гранаты — они были привязаны к поясу.
- Это для вас! — закричал он. — Если кто-нибудь еще встанет — взорвем самолет!
Было очевидно, что это не пустая угроза — в случае провала им терять было нечего.

Между тем, несмотря на эволюции самолета, старший оставался на ногах и со звериной яростью пытался оторвать Надю от двери пилотской кабины. Ему нужен был командир. Ему нужен был экипаж. Ему нужен был самолет.
Пораженный неимоверным сопротивлением Нади, разъяренный собственным бессилием справиться с раненой, окровавленной хрупкой девушкой, он, не целясь, не думая ни секунды, выстрелил в упор и, отбросив отчаянную защитницу экипажа и пассажиров в угол узкого прохода, ворвался в кабину. За ним — его выродок с обрезом.
Дальше была бойня. Их выстрелы глушились их же криками:
- В Турцию! В Турцию! Вернетесь к советскому берегу — взорвем самолет!

Из кабины летели пули. Одна прошлась по моим волосам,— рассказывает ленинградец Владимир Гаврилович Меренков. Они с женой в 1970-м были пассажирами злополучного рейса. — Я видел: у бандитов были пистолеты, охотничье ружьё, одна граната у старшего висела на груди. Самолёт кидало влево-вправо — летчики, наверное, надеялись, что преступники не устоят на ногах.

Стрельба продолжилась и в кабине. Там потом насчитают 18 пробоин, а всего было выпущено 24 пули. Командиру одна из них попала в позвоночник:
Георгий Чахракия — У меня отнялись ноги. Сквозь усилия я обернулся и увидел страшную картину, Надя без движения лежала на полу в дверях нашей кабины и истекала кровью. Рядом лежал штурман Фадеев. А за спиной у нас стоял человек и, потрясая гранатой, выкрикивал: «Держать берег моря слева! Курс на юг! В облака не входить! Слушаться, а не то взорвем самолет!»

Преступник не церемонился. Сорвал с пилотов наушники радиосвязи. Топтался по лежащим телам. В грудь был ранен бортмеханик Оганес Бабаян. Во второго пилота Сулико Шавидзе тоже стреляли, но ему повезло — пуля застряла в стальной трубе спинки сиденья. Когда штурман Валерий Фадеев пришёл в себя (у него были прострелены лёгкие), бандит выругался и ударил тяжелораненого ногой.
Владимир Гаврилович Меренков — Я жене сказал: «Летим в сторону Турции!» — и испугался, что при подлете к границе нас могут сбить. Жена еще заметила: «Под нами море. Тебе хорошо. Ты умеешь плавать, а я нет!» А я подумал: «Какая глупая смерть! Всю войну прошел, расписался на рейхстаге — и на тебе!»

Пилоты все же сумели включить сигнал SOS.

Георгий Чахракия — Я бандитам сказал: «Я ранен, у меня парализовало ноги. Только руками могу управлять. Мне должен помочь второй пилот», — А бандит ответил: «На войне все бывает. Можем и погибнуть». Мелькнула даже мысль направить «Аннушку» на скалы — самим погибнуть и сволочей этих прикончить. Но в салоне сорок четыре человека, включая семнадцать женщин и одного ребенка.
Я второму пилоту сказал: «Если потеряю сознание, ведите корабль по требованию бандитов и посадите. Надо спасти самолет и пассажиров! Мы пытались сесть на советской территории, в Кобулети, где был военный аэродром. Но угонщик, когда увидел, куда я направляю машину, предупредил, что пристрелит меня и взорвет корабль. Я принял решение пересечь границу. И через пять минут мы пересекли ее на малой высоте.

Аэродром в Трабзоне нашли визуально. Для летчиков это не составило труда.

Георгий Чахракия — Мы сделали круг и пустили зеленые ракеты, дав понять, чтобы освободили полосу. Зашли со стороны гор и сели так, чтобы, случись что — приземлиться на море. Нас сразу оцепили. Второй пилот открыл передние двери, и турки вошли. В кабине бандиты сдались. Все это время, пока местные не появились, мы находились под дулами...

Выходя из салона уже после пассажиров, старший бандит кулаком постучал по машине: «Этот самолет теперь наш!»

Турки оказали всем членам экипажа медицинскую помощь. Тут же предложили желающим остаться в Турции, но ни один из 49 советских граждан не согласился.
На следующий день всех пассажиров и тело Нади Курченко вывезли в Советский Союз. Чуть позже перегнали угнанный Ан-24.

За мужество и героизм Надежда Курченко была награждена боевым орденом Красного Знамени, именем Нади были названы пассажирский самолет, астероид, школы, улицы и так далее. Но следует сказать, видимо, и о другом.

Масштабы государственных, общественных действий, связанных с беспрецедентным событием, были огромны. Члены Государственной комиссии, МИД СССР вели переговоры с турецкими властями несколько суток подряд без единого перерыва.

Следовало: выделить воздушный коридор для возвращения угнанного самолета; воздушный коридор для переправки из больниц Трабзона раненых членов экипажа и тех пассажиров, которые нуждались в срочной медицинской помощи; конечно, и тех, кто не пострадал физически, но оказался на чужбине не по своей воле; требовался воздушный коридор для пролета спецрейса из Трабзона в Сухуми с телом Нади. В Сухуми уже летела из Удмуртии ее мать.

Рассказывает мама Надежды Генриетта Ивановна Курченко: — Я сразу просила, чтобы Надю похоронили у нас в Удмуртии. Но мне не разрешили. Сказали, что с политической точки зрения этого нельзя делать.

И вот двадцать лет я ездила в Сухуми каждый год за счет Министерства гражданской авиации. В 1989 году мы с внуком приехали в последний раз, а там началась война. Абхазцы дрались с грузинами, и могилка была запущена. Мы шли к Наде пешком, рядом стреляли — всякое было... И тогда я нахально написала письмо на имя Горбачева: «Если вы не поможете перевезти Надю, я поеду и повешусь на ее могилке!» Год спустя дочку перезахоронили на городском кладбище в Глазове. Хотели похоронить отдельно, на улице Калинина, а улицу переименовать в честь Нади. Но я не разрешила. Она за людей погибла. И я хочу, чтобы она лежала вместе с людьми..

Сразу после угона в СССР появляются скупые сообщения ТАСС:
“15 октября самолет гражданского воздушного флота “Ан-24” совершал регулярный полет из города Батуми в Сухуми. Двое вооруженных бандитов, применив оружие против команды самолета, вынудили самолет изменить маршрут и совершить посадку на территории Турции в городе Трабзоне. Во время схватки с бандитами была убита бортпроводница самолета, которая пыталась преградить бандитам путь в пилотскую кабину. Два пилота получили ранения. Пассажиры самолета невредимы. Советское правительство обратилось к турецким властям с просьбой выдать преступников-убийц для предания их советскому суду, а также возвратить самолет и советских граждан, находившихся на борту самолета “Ан-24”.

Появившаяся следующим днем, 17 октября, “тассовка” сообщила, что экипаж самолета и пассажиры возвращены на Родину. Правда, в госпитале Трабзона остался получивший серьезные ранения в грудь штурман самолета, которому была сделана операция. Имена угонщиков не называются: “Что касается двух преступников, совершивших вооруженное нападение на экипаж самолета, в результате чего была убита бортпроводница Н.В.Курченко, ранены два члена экипажа и один пассажир, то турецкое правительство заявило, что они арестованы и органам прокуратуры дано указание провести срочное расследование обстоятельств дела”.

О личностях воздушных пиратов широкой общественности стало известно только 5 ноября после пресс-конференции генпрокурора СССР Руденко.
Бразинскас Пранас Стасио 1924 года рождения и Бразинскас Альгирдас 1955 г. р.
Пранас Бразинскас родился в 1924 г. в Тракайском районе Литвы.

Согласно биографии написанной Бразиньскасом в 1949 г. «лесные братья» выстрелом через окно убили председателя совета и смертельно ранили отца П.Бразинскаса случайно оказавшегося рядом. При помощи местных властей П.Бразинскас приобрёл дом в Вевисе и в 1952 г. стал заведующим склада хозтоваров вевисского кооператива. В 1955 г. за хищения и спекуляцию стройматериалами П.Бразинскас был осуждён на 1 год исправительных работ. В январе 1965 г. по решению Верховного Суда он снова осуждён уже на 5 лет, однако уже в июне досрочно освобождён. Разведясь с первой женой уехал в Среднюю Азию.

Занимался спекуляцией (в Литве покупал запчасти автомобилей, ковры, шёлковые и льняные ткани и отправлял посылками в Средней Азии, за каждую посылку имел прибыль в 400-500 руб.), быстро накопил денег. В 1968 г. он привёз в Коканд своего тринадцатилетнего сына Альгирдаса, а через два года — оставил и вторую жену.

7-13 октября 1970 г., последний раз побывав в Вильнюсе, П.Бразинскас с сыном взял свой багаж — неизвестно где приобретённое оружие, накопленные доллары (по данным КГБ, более 6000 долларов) и вылетел в Закавказье.

В октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков. Суд первой инстанции Трабзона не признал нападение преднамеренным. В свое оправдание Пранас заявлял, мол, самолет они угнали перед лицом смерти, якобы угрожавшей ему за участие в “Литовском сопротивлении”.И приговорили 45-летнего Пранаса Бразинскаса к восьми годам тюрьмы, а его 13-летнего сына Альгирдаса — к двум. В мае 1974 отец попал под закон об амнистии и тюремное заключение Бразинскасу-старшему заменили на домашний арест. В этом же году отец с сыном якобы скрылись из-под домашнего ареста и обратились в американское посольство в Турции с просьбой предоставить им политическое убежище в США. Получив отказ, Бразинскасы снова сдались в руки турецкой полиции, где их продержали еще пару недель и... окончательно отпустили на свободу. Затем через Италию и Венесуэлу они вылетели в Канаду. Во время промежуточной посадки в Нью-Йорке Бразинскасы вышли из самолета и были "задержаны" Службой миграции и натурализации США. Статуса политических беженцев им так и не предоставили, но для начала снабдили разрешением на жительство, а в 1983 году выдали обоим американские паспорта. Альгирдас официально сделался Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас — Фрэнком Уайтом.

Генриетта Ивановна Курченко — Добиваясь выдачи Бразинскасов я даже ездила на встречу с Рейганом в американское посольство. Мне сказали, что отца ищут, поскольку он нелегально живет в США. А сын получил гражданство американское. И его нельзя наказать. Надю убили в 1970 году, а закон о выдаче бандитов, где бы они ни были, якобы вышел в 1974-м. И возврата не будет...

Бразинскасы поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии, где работали обыкновенными малярами, В Америке в литовской общине отношение к Бразинскасам было настороженным, их откровенно побаивались. Попытка организовать сбор средств в фонд собственной помощи провалилась. В США Бразинскасы написали книгу о своих "подвигах", в которой пытались оправдать захват и угон самолета "борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации". Чтобы обелить себя, П.Бразинскас заявлял, что попал в бортпроводницу случайно, в «перестрелке с экипажем». Ещё позже А.Бразинскас утверждал, что бортпроводница погибла во время «перестрелки с агентами КГБ» Однако поддержка Бразинскасов литовскими организациями постепенно сошла на нет, о них все забыли. Реальная жизнь в США сильно отличалась от того, что они ожидали. Преступники жили убого, под старость Бразинскас-старший стал раздражительным и невыносимым.

В начале февраля 2002 года в службе “911” калифорнийского города Санта-Моника раздался звонок. Звонивший тут же повесил трубку. Полиция определила адрес, откуда звонили, и прибыла в дом 900 по 21-й стрит. Дверь полицейским открыл 46-летний Альберт Виктор Уайт и провел служителей закона к холодному трупу своего 77-летнего отца. На голове которого судмедэксперты потом насчитали восемь ударов от гантели. В Санта-Монике убивают редко — это была первая в том году насильственная смерть в городе.

Джек АЛЕКС. адвокат Бразинскаса-младшего:

— Я сам литовец, и защищать Альберта Виктора Уайта меня наняла его жена Вирджиния. Здесь в Калифорнии довольно многочисленная литовская диаспора, и вы не думайте, что мы, литовцы, хоть сколько-нибудь поддерживаем захват самолета 1970 года
— Пранас был страшным человеком, бывало, в приступах бешенства он гонялся с оружием за соседскими ребятишками.
— Альгирдас — нормальный и здравомыслящий человек. На момент захвата ему было всего 15 лет, и он вряд ли соображал, что делает. Он всю свою жизнь провел в тени сомнительной харизмы отца, а теперь по его же вине сгниет в тюрьме
— Это была необходимая самооборона. Отец направил на него пистолет, угрожая застрелить сына, если тот его бросит. Но Альгирдас выбил у него оружие и несколько раз ударил старика по голове.
— Присяжные посчитали, что, выбив пистолет, Альгирдас мог бы и не убивать старика, так как тот был очень слаб. Еще против Альгирдаса сыграл и тот факт, что он позвонил в полицию только через сутки после произошедшего — все это время он находился рядом с трупом.
— Альгирдас был арестован, в 2002 году и приговорен к 20 годам тюрьмы по статье “преднамеренное убийство второй степени”
— Я знаю, что это звучит не по-адвокатски, но позвольте мне высказать свое соболезнование Альгирдасу. Когда я последний раз его видел, он находился в жуткой депрессии. Отец терроризировал сына как мог, и вот когда тирана наконец не стало, Альгирдас, мужчина в расцвете сил, будет еще многие годы догнивать в тюрьме. Видимо, это судьба...

Надежда Владимировна Курченко (1950—1970)
Родилась 29 декабря 1950 года в селе Ново-Полтава Ключевского района Алтайского края. Окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района УАССР. С декабря 1968 года бортпроводница Сухумского авиаотряда. Погибла 15 октября 1970 года, пытаясь предотвратить угон самолета террористами. В 1970 году похоронена в центре Сухуми. Спустя 20 лет ее могила перенесена на городское кладбище Глазова. Награждена (посмертно) орденом Красного знамени. Имя Надежды Курченко присвоено одному из пиков Гиссарского хребта, танкеру российского флота и малой планете.

Первый захват самолета палестинцами был 23 июля 1968 г. Это был полупустой рейс Эль-Аль 426 из Рима в Тель-Авив. Террористы из лево-марксистской организации НФОП (Национальный фронт освобождения Палестины) захватили его и направили в Алжир. Алжирское правительство радостно их приняло, отпустило и отвезло за свой счет в Европу 23 пассажиров-неизраильтян, а остальных оставило заложниками. 27 июля они отпустили также женщин и детей, и осталось еще 12 заложников.

Они потребовали в обмен, чтобы Израиль освободил 1000 палестинских заключенных. Но, поскольку в переговорах, помино НФОП, принимало участие и правительство Алжира, оказалось, что можно оказать давление: международная ассоциация гражданских пилотов объявила о бойкоте Алжира. В Алжир перестали летать все самолеты. Они умерили требования и потребовали освобождения 16 заключенных. Соглашение было достигнуто, и все заложники благополучно вернулись. И даже самолет вернули.

Следующий захват был через год, 29 августа 1969 г. Самолет TWA 840 следовал рейсом Лос Анджелес-Нью Йорк-Рим-Афины-Тель-Авив. Два террориста, мужчина и женщина, сели в Риме, и потребовали, чтобы самолет летел в Бейрут. Видимо, они предполагали, что захватят на самолете Рабина - тогда израильского посла в Америке, действительно, летевшего в тот день, но другим рейсом. В течение полета террористы потребовали направить его в Тель-Авив, а затем, уже при посадке, велели повернуть и лететь в Дамаск.

Террористов было двое: 30-летний Салим Исауи и 23-летняя комсомолка-спортсменка Лейла Халид, руководившая операцией. Ее фотография, сделанная в Дамаске знаменитым фоторепортером Эдди Адамсом, обошла весь мир и до сих пор исключительно популярна у палестинцев. В Дамаске сирийские власти немедленно отпустили экипаж и всех пассажиров, кроме 6 израильтян - 4 женщин и 2 мужчин. Назавтра отпустили и 4 женщин, а двух мужчин оставили заложниками. Террористов задержали ненадолго, но отпустили в середине октября, а двих израильтян держали уже сирийцы - до декабря, когда их, вместе с двумя израильских летчиками, сбитыми над Суэцким каналом, обменяли на 71 египетского и сирийского военнопленного.


Граффити с портретом Лейлы Халед на разделяющей стене около Бейт-Лехема.

Лейла Халед сделала несколько пластических операций, и через год, неузнанная, предприняла еще одну попытку захвата самолета. 6 сентября 1970 г. 4 террориста должны были сесть в самолет Эль-Аль 219 (Тель-Авив-Амстердам-Нью Йорк). Двух из них, летевших по сенегальским паспортам последовательными номерами, охрана не пропустила, а двое других - никарагуанец-сандинист Аргюэло и Лейла Халид - поднялись на борт. Когда они попытались захватить самолет, летчик принял беспрецендентное для гражданской авиации решение - перевел самолет в пике, все попадали, и в суматохе охрана симела подстрелить Аргюэло и обезвредить Лейлу Халид. Самолет сел в Хитроу, Лейлу передали английским властям.

В то же время было захвачено еще несколько самолетов: TWA 741 (Тель-Авив-Афины-Франкфурт-Нью Йорк); Swissair 100 (Цюрих-Нью Йорк). Самолеты были направлены на старый английский аэродром Доусон Филд на севере Иордании, около Ирбида. Аэропорт находился под контролем НФОП, переименовавшими его в аэропорт Революции.

Двое с сенегальскими паспортами, не пропущенные на Эль-Аль, сели на Pan Am 93 (Брюссель-Амстердам-Нью Йорк) и захватили и его и направили в Каир: это был Боинг 747, и наземные службы не были уверены, что он может сесть в Доусон Филд. Террористы заминировали самолет и подожгли бикфордов шнур, пока самолет ехал по посадочной полосе. Командир корабля Джон Ферруджо объявил пассажирам:
"Now hear this and hear it good. When this plane comes to a complete stop...don’t wait for me, don’t wait for the captain, and don’t wait for Jesus Christ. We are going to evacuate this plane, like right now."

Pan Am 93 после взрыва

Все пассажиры эвакуировались меньше чем за 1.5 минуты. Капитан, как положено, покинул корабль последним, за несколько секунд до взрыва. Никто не пострадал. Египетские власти арестовали террористов и отпустили всех заложников.

Террористы собрали пресс-конференцию и сообщили, что они отпускают всех пассажиров, за исключением граждан Америки, Израиля, Швейцарии и ФРГ. От двух последних требовалось отпустить нескольких палестинских заключенных. 9 сентября был захвачен еще один самолет - BOAC 775 (Бомбей-Бахрейн-Бейрут-Лондон), он тоже прилетел в Доусон Филд. От англичан потребовали освободить Лейлу Халед.

Германия и Швейцария немедленно объявили о согласии отпустить арестованных (Англия через несколько дней -тоже), но под давлением Никсона заморозили переговоры до общего решения. Американцы готовили военную операцию, но одновременно по дипломатическим каналам давили с одной стороны на короля Хусейна, чтобы он начал военную операцию против фидаинов, а с другой - на Арафата, который в этот момент готовился к захвату власти в Иордании и не хотел превращаться в глазах Запада в патентованного террориста. Сложные тройные переговоры закончились тем, что террористы перевели всех заложников, кроме ~60 евреев, независимо от гражданства, в гостиницу в Аммане, находившуюся под контролем Арафата, а евреев вывели из самолетов и увели в неизвестном направлении. Самолеты взорвали.

После еще нескольких дней переговоров и одновременно военных действий короля Хусейна против НФОП, Израиль под давлением американцев пообещал выпустить значительное число палестинцев (не сразу, чтобы это не выглядело, как уступка), а через некоторое время, а НФОП - отпустить всех заложников. Никто не пострадал.


Лейла Халед прилетела в Дамаск. Через некоторое время она вышла замуж, и по сей день живет в Аммане. Король Хуссейн обусловил ее проживание в Аммане полным отказом от политической деятельности, что она и выполнула. Она, разумеется, продолжает стричь купоны с былых подвигов, выступает то перед шведскими коммунистами, то еще перед кем. Недавно сказала, что ДААШ - агенты мирового сионизма.

Самым главным следствием захвато самолетов было то, что король Хусейн получил от американцев карт-бланш на сколь угодно жестокую расправу с палестинскими организациями. Гражданская война, называющаяся "Черный сентябрь", продолжалась в действительности еще почти год. Но об этом подробнее напишу в другом посте.

30 лет назад в аэропорту города Уфы был захвачен самолёт с 76 пассажирами и 5 членами экипажа на борту. Террористами оказались солдаты-срочники одной из уфимских частей.
Вспоминаем, как это было.

Четверо солдат - срочников, проходивших службу в Уфе в роте специального сопровождения судебных органов, уставшие от нападок офицеров части, в то время располагавшейся на улице Карла Маркса в Уфе, решили угнать самолёт и сбежать из страны. Говорили о своих намерениях, не стесняясь сослуживцев, сначала в шутку, но позже шутка стала явью.

Спустя 16 лет один из них вспоминает, что чёткого плана у захватчиков не было, они не знали, в какую страну полетят, если им удастся завладеть воздушным судном, и что там будут делать.

Надежда была очень маленькая, и по большому счёту это была месть

Александр Коновал

Член группы дезертиров

Дезертиры несколько раз принимали участие в антитеррористических учениях, в том числе и в аэропорту Уфы, и можно сказать знали, что предпримут власти.

Подготовка к захвату самолёта началась задолго до 20 сентября, уверенности придавал тот факт, что военнослужащие не раз принимали участие в антитеррористических учениях, в том числе и в аэропорту Уфы, и можно сказать, знали, что предпримут власти. Изначально в заговоре участвовали 7 человек, но в итоге дезертировать согласились лишь трое.

20 сентября 1986 года младший сержант Николай Мацнев и рядовые Сергей Ягмурджи и Александр Коновал покинули расположение части, прихватив с собой оружие. Этот день выбрали только потому, что все трое заступили в наряды по части и получили доступ к оружейной комнате, где и взяли автомат, пулемёт и снайперскую винтовку. Ещё один солдат ждал их на военных складах вблизи посёлка Подымалово под Уфой.

Чтобы добраться до аэропорта, дезертирам нужен был транспорт, и они остановили первый попавшийся автомобиль, им оказалась «Волга» из местного таксопарка.

Всю ночь шёл сильный дождь, на перекрёстке Ленина и Чернышевского я увидел солдата с пулемётом в руках, который требовал остановиться.

Николай Башкирцев

Водитель такси.

Когда такси остановилось, солдат, направив на водителя оружие, объявил, что машина захвачена, и приказал ехать в сторону Подымалово. На подъезде к контрольно-пропускному пункту (КПП) на выезде из Уфы водителю удалось убедить солдат, что такси на КПП обязательно остановят, а вот на частной машине шанс есть проехать без остановок. В это время позади стоявшей на обочине жёлтой «Волги» показались фары приближающегося автомобиля, коротко посовещавшись, дезертиры решили: «Будем брать». Когда УАЗик остановился, а солдаты увидели на борту надпись «милиция», у одного из них сдали нервы, и Мацнев открыл огонь, к нему присоединился Ягмурджи. В это время Александр Коновал, оставшийся сидеть на заднем сиденье такси, решил, что принимать участие в убийствах не хочет, и убежал в лес на обочине дороги. Первыми жертвами дезертиров стали двое сотрудников милиции, случайно проезжавших мимо и даже не успевших понять, что происходит.

Мацнев и Ягмурджи сели обратно в машину и приказали таксисту ехать в аэропорт, а сбежавший от товарищей Александр Коновал отправился в обход КПП в Подымалово. Там всех троих должен был ждать Игорь Федоткин, который должен был убить сослуживцев в карауле и захватить загруженный боеприпасами БТР. Добраться до складов Александру помог водитель Камаза, припарковавшийся на обочине, чтобы утром продолжить путь. Естественно, Коновал ничего не рассказал водителю, вместо этого придумал легенду о том, что ходил к подруге. Доехав до части, ему удалось разыскать подельника, который, испугавшись, не стал убивать сослуживцев и тем более захватывать бронемашину и боеприпасы. Рассказав ему о случившемся, Коновал, у которого не было ни единого патрона к снайперской винтовке, попросил Федоткина застрелить его, но тот отказался и прогнал его. Позже Коновал был задержан в одном из домов посёлка, в ходе задержания он попытался покончить с собой и воткнул в грудь нож, но врачам удалось спасти его.

В 3 часа ночи Мацнев и Ягмурджи добрались до аэропорта, они собирались убить таксиста, но последнему удалось убедить их не делать этого. Через 15 минут чудом уцелевший Николай Башкирцев уже рассказывал о случившемся милиционерам, дежурившим на ближайшем посту. Но постовые не сразу поверили таксисту, и вместо того, чтобы перекрыть периметр аэропорта, Башкирцева повезли в Уфу в приёмную министра МВД. Потерянное время дало возможность дезертирам проникнуть на взлётное поле и спрятаться в высокой траве у дальней стоянки. Позже тут сядет ТУ-134, летевший рейсом Киев-Уфа-Нижневартовск, при этом к моменту посадки диспетчеры аэропорта уже знали о планирующемся захвате. Экипиажу сказали об этом только тогда, когда самолет приземлился.

Пассажиры приземлившегося судна на время заправки борта перешли в здание воздушной гавани, через час они вернулись на свои места. Экипаж самолёта не сразу закрыл двери за пассажирами, и пустой трап всё ещё стоял у самолёта. В 4:43 Мацнев и Ягмурджи пошли на штурм.

В первые минуты, после того как солдаты проникли на борт, один из пассажиров попытался вступиться за стюардессу, которую Мацнев держал на прицеле, за ним поднялся ещё один мужчина, и террористы открыли огонь. Один из мужчин погиб сразу, второй получил смертельное ранение и впоследствии скончался, ещё одна женщина, прикрывшая собой ребёнка, была ранена.

Террористы через стюардессу потребовали у закрывшихся в кабине пилотов сдать оружие и лететь в «сторону любой, недружественной Советскому союзу стране», но самолёт не сдвинулся с места. Ягмурджи потребовал подогнать трап и вынести из самолёта тело погибшего, позже стюардессы уговорили отпустить раненных, а в шесть утра, через час и 20 минут после захвата, - и женщин с маленькими детьми.

В 7:50 к самолёту снова подогнали трап, и выпустили очередную партию пассажиров. Как позже рассказали стюардессы, им удалось убедить солдат, что повреждённый после стрельбы самолёт не сможет взлететь с полным салоном пассажиров. Террористы согласились оставить на борту 20 пассажиров, остальных выпустили.

Около 10 утра на борт под видом механика поднялся один из бойцов отряда «Альфа», его террористы пустили, чтобы оценить, сможет ли самолёт подняться в воздух.

Переговоры, которые вёл командир роты, в которой служили дезертиры, позволили протянуть время еще до 14:00, к этому времени Мацнев и Ягмурджи поняли, что им не дадут покинуть аэропорт, и потребовали сильнодействующие наркотики, чтобы отравиться.

Утром во вторник, 29 марта, гражданин Египта Саиф эль-Дин Мустафа захватил самолет, выполнявший рейс из Александрии в Каир, и потребовал посадить его в Ларнаке. В противном случае захватчик угрожал взорвать «пояс смертника» (впоследствии выяснилось, что это муляж). Мустафа требовал встречи с бывшей женой, которая живет на Кипре, затем у него , но в итоге решил сдаться. Впрочем, в 85-летней истории захватов самолетов бывало и не такое…

Сегодняшний захват самолета стал как минимум 130-м зарегистрированным случаем угона гражданских судов.

Первая попытка угона самолета состоялась в Перу 21 февраля 1931 года, сообщал «Коммерсант». Группа перуанских повстанцев захватила американского летчика Байрона Ричардса, приказала ему поднять в воздух «Форд Тримотор» и взять курс на Лиму, чтобы всего-навсего сбросить над столицей листовки. Ричардс лететь отказался, его арестовали, но спустя несколько дней революция победила и пилота отпустили. На этом идиллическая история авиационных захватов заканчивается.

В следующем году, 25 сентября 1932, состоялся первый в истории вылет угнанного самолета. Три бразильских революционера (Конституционалистская революция) захватили в ангаре неподалеку от города Сан-Жуа́н-ди-Мери́ти на юге страны двухмоторный самолет Сикорский S-38, взяли одного заложника и взлетели. Самолет рухнул вскоре после взлета. Как сообщали бразильские историки, никто из взлетевших не был профессиональным авиатором.

16 июля 1948 год состоялся первый в мире «коммерческий» угон .
Гидросамолет под названием «Мисс Макао», принадлежавший Cathay Pacific Airways, совершал рейс между Макао и Гонконгом. Группу захватчиков возглавил Чиу Ток, китаец, родившийся в Мексике и получивший удостоверение пилота на Филиппинах. Его сообщниками стали родственники, крестьяне, продавшие свои рисовые поля, чтобы вложить их в «стартовый капитал» - купить билеты на самолет.

Преступники знали, что в самолете летит много богатых людей, и планировали взять их в заложники для выкупа. Кроме того, в багаже регулярно перевозили золото. Угонщики не учли только, что экипаж самолета, состоявший из американских пилотов, прошедших Вторую мировую, окажет сопротивление. Пилоты в итоге были убиты, но Чиу Ток не успел взять самолет под контроль: он ушел в штопор и рухнул в море. Местные рыбаки смогли спасти только одного из летевших на борту, им оказался захватчик по имени Вон Юмань. Угонщик провел три года в заключении, но затем его депортировали в Китай, где следы его затерялись.

22 октября 1956 года произошел первый захват самолета на высоком государственном уровне. В мае 1955 года правительство Франции приняло решение о начале операции под названием «Вне игры». Целью была ликвидация руководителей алжирского Фронта национального освобождения, который за несколько лет до этого начал борьбу за независимость страны от Франции. В течение нескольких месяцев, как утверждает журнал L’Opinion, попытки «убрать» руководителей Фронта заканчивались неудачей французских спецслужб.

И вот 16 октября 1956 представился уникальный случай: как выяснили агенты, на борту компании Air Atlas, летевшем из Рабата в Тунис, оказались сразу 5 высших руководителей Фронта. К тому же один из пилотов был французом, а стюардесса - давней сотрудницей французской разведки. В итоге пилот уговорил остальных членов экипажа согласиться на предложение французских властей и посадить самолет в аэропорту Алжира, где под радостный возглас стюардессы «Добро пожаловать в Тунис!» в самолет ворвались французские спецназовцы. Пятерых руководителей Фронта национального освобождения отправили во Францию, где они просидели в заключении пять с лишним лет. Но в итоге операция не принесла французским властям ничего хорошего: Франция стала жертвой международного скандала, заключенные превратились в политических узников, а Алжир вскоре обрел независимость.

23 июля 1968 года состоялся удачный для террористов захват израильского самолета - событие, кардинально изменившее подход израильских властей к обеспечению безопасности полетов. Трое боевиков «Народного фронта освобождения Палестины» (НФОП) захватили «Боинг-707» израильской авиакомпании «Эль Аль», следовавший из Рима в Тель-Авив, посадили его в Алжире и продержали вместе с заложниками сорок дней, пока израильтяне не освободили 12 арестованных «борцов за свободу Палестины».

Среди нападавших было два знаковых персонажа, которым затем удалось поучаствовать еще в нескольких захватах самолетов. Патрисио Аргуэльо - никарагуанский революционер, террорист, гражданин США, два года спустя участвовал в «акции» 6-8 сентября, когда палестинские террористы захватили сразу 4 самолета. Аргуэльо был застрелен сотрудником службы безопасности той же компании «Эль Аль» на борту первого захваченного самолета, летевшего из Тель-Авива в Нью-Йорк. Террорист успел бросить в проход гранату, которая, к счастью, не взорвалась.

Пассажирам удалось обезвредить постоянную напарницу убитого, Лейлу Халед, участницу НФОП, «первую палестинскую девушку с обложки», как ее называл журнал Time.

Пилот совершил экстренную посадку в аэропорту Хитроу, террористку арестовали, но уже 1 октября британские власти обменяли ее на других заключенных. Халед продолжила заниматься «борьбой за освобождение Палестины», стала членом Палестинского национального совета, а в 80-е ушла со «сцены», вышла замуж, родила двоих детей и уехала жить в Иорданию. До 2002 года Халед регулярно ездила в Великобританию, пока ей не отказали в визе.

15 октября 1970 года состоялся первый угон самолета в истории СССР. Пассажирский лайнер Ан-24Б, летевший рейсом «Батуми - Сухуми», был захвачен 45-летним советским гражданином Пранасом Бразинскасом в компании с 15-летним сыном Альгирдасом. Захватчики потребовали посадить самолет в Турции. Стюардессу, 19-летнюю Надежду Курченко , убили после того, как она попыталась предупредить пилотов о нападении. Самолет приземлился в Трабзоне, где в ходе штурма захватчиков удалось арестовать.

Но турецкие власти отказались выдавать их Советскому Союзу, и в итоге они отделались легкими наказаниями. Старшего Бразинскаса турецкий суд приговорил к 8 годам заключения, младший получил 2 года. Впрочем, через два года оба вышли по амнистии и оказались в США. В феврале 2002 года сын, который часто ссорился с отцом, убил его (по разным источникам - то ли гантелей, то ли битой).

Погибшая стюардесса Надежда Курченко стала прототипом главной героини советского фильма «Абитуриентка» (1973), ее именем названы улицы.

24 ноября 1971 года состоялся самый загадочный захват самолета. Высокий гражданин лет сорока пяти купил на фамилию Купер билет в аэропорту Портленда на рейс авиакомпании Northwest Orient, вылетавший в Сиэтл. В самолете были пять членов экипажа и 37 пассажиров. Сразу после взлета Купер передал записку стюардессе, в которой под угрозой взрыва бомбы потребовал 200 тысяч долларов, два парашюта и автозаправщик в аэропорту прибытия. Угонщик запретил сажать самолет, пока все его требования не будут выполнены, поэтому «Боинг» два часа кружил над аэропортом Сиэтла. В это время Купер попивал виски и мило болтал со стюардессой. Кстати, за все выпитое он затем расплатился, а сдачу оставил стюардессе на чай.

После того, как были переданы деньги и парашюты, а самолет дозаправили, Купер отпустил всех пассажиров и стюардессу, с которой болтал, оставив в заложниках вторую бортпроводницу, а также бортинженера и двух пилотов.

После взлета Купер попросил стюардессу уйти в кабину пилотов и закрыть за собой дверь. Через 20 минут индикатор на приборной доске показал, что дверь самолета открыта. Самолет благополучно приземлился через пару часов. Купер, которого так никогда не удалось найти ни живым, ни мертвым, обрел множество поклонников в Соединенных Штатах. После него были другие авиаугонщики, пытавшиеся точно так же уйти с деньгами, выпрыгнув с парашютом, но все они плохо кончили.

24 декабря 1994 года произошел угон самолёта A-300 в Алжире. Этот захват называют предтечей терактов 9/11 . Четверо боевиков алжирской «Вооруженной исламской группы» захватили Airbus A300 авиакомпании Air France, на борту которого было 220 пассажиров и 12 членов экипажа. Террористы планировали направить самолет на Париж и взорвать его над Эйфелевой башней или над башней Монпарнас.

26 декабря самолет совершил посадку в Марселе для дозаправки, где его штурмовали бойцы французского спецназа, которые подобрались к самолету, спрятавшись в трапах. В результате штурма все террористы были убиты, никто из заложников не погиб (три человека погибли от рук террористов ранее).

Главным героем штурма стал спецназовец Тьерри Прюньо (Thierry Prungnaud), который убил одного террориста, ранил другого, а сам выжил чудом, получив 7 ранений и контузию от взрыва гранаты. В госпитале Прюньо перенес остановку сердца, ему сделали серию операций. Несколько пуль от «Калашникова» так и остались у него в теле. В 2011 году по мотивам этого угона французы сняли фильм «L’Assaut» («Штурм»).

Наконец, последний сумасшедший и бессмысленный захват самолета произошел 23 марта 2015 года. Airbus A320 авиакомпании Germanwings, в котором находились 150 человек, в 10:01 вылетел из Барселоны, чтобы в 11:55 приземлиться в Дюссельдорфе. В 10:32, пролетая над Альпами, самолет начал снижение с высоты 11400 метров и в 10:41 разбился на высоте 1500 метров в горном массиве Три епископства недалеко от французского городка Барселоннет.

В день трагедии появились первые предположения, что второй пилот Андреас Любиц заперся в кабине и умышленно направил самолет на горы. Позже они . Эксперты рекомендовали усилить медицинский контроль пилотов.