Цена: 10 евро с завтраком, предлагаются простыни и полотенца по 3 евро
Тип: муниципальный
Где: Valcarlos (Наварра, Испания)

Цена: 8 евро, предлагается завтрак за 3 евро, ужин за 9
Тип: частный
Где: Saint Jean Pied de Port (Франция)

Краткая характеристика этапа.

На границе Франции и Испании, а конкретно, немного раньше, во французской деревушке Сен Жан Пьед де Порт, начинается наш путь. Этап, который нам сегодня предстоит пройти, очень сложный,пожалуй один из самых трудных на Камино Франсес; ведь придется не много не мало пересечь Пиренеи. Но трудности щедро вознаградятся прекрасными видами и возможностью побывать на испанско-французской границе.

Как пешком, так и на велосипеде настоятельно рекомендуется следовать по традиционному пути (на Hunto), по Пути Наполеона (la ruta de Napoleón) через ворота де Сиса (los puertos de Cisa). Этот путь более трудный, так как придется преодолевать подъем почти в 1265 м на протяжении 20 км. Но все исторические и религиозные достопримечательности этого этапа сконцентрированы именно там.

Зимой и в случае непогоды столь же настойчиво рекомендуется противоположное — идти по альтернативному пути (на Arnéguy и Valcarlos). Это автомобильная дорога N-134 , довольно извилистая и опасная. Но перепад высот на этом маршруте меньше — 895 м вместо 1265.

Как велосипедистам так и пешим пилигримам следует запастись едой на весь этап и пополнять запас воды в специально предназначенных источниках (они всегда обозначены надписью AGUA POTABLE)

Участок Saint Jean de Pied — Honto. Внимание — альтернативные маршруты!

Камино Франсес- путь всех Путей в Сантьяго. Мы начнем его на средневековом мосту через реку Ниве. Так мы попадем на улицу rua d´Espagne, в район торговцев и ремесленников, который едва ли сильно изменился за века. Пересекаем улицу, проходим развалины древней стены и приходим к деревянному столбу. Рядом с традиционной пилигримской ракушкой и красно-белой меткой с надписью GR-65, мы увидим указатель с надписью СHEMIN DE SAINT JACQUES DE COMPOSTELLE. Это и есть основной путь, по которому следует идти в случае благоприятных погодных условий. (Немного впереди другой знак указывает вправо, на альтернативный путь, ведущий в Arnéguy и Valcarlos (сворачивать или нет смотрите выше)). Чуть дальше нас ожидает трудный и долгий подъем по крутому косогору. Он потребует много сил. Преодолевайте его медленно и спокойно. В идеале, чтобы предотвратить чрезмерные страдания и испуг от предстоящих трудностей, на Путь следует приезжать хорошо подготовленными. Поднимаясь выше и выше по сельской дороге, минуем крошечные деревушки Iruleya и Erreculus, окруженные зелеными пастбищами. Участки, на которых можно первести дыхание, столь малочисленны, что похожи на мираж. И скоро вновь покажутся наводящие ужас склоны, по которым нам предстоит подняться в деревню Honto (Huntto). Деревня находится в 5 км от Сен Жан и в ней есть альберге (приют для пилигримов).

Honto — альберге Ориссон и долгий подъем вдали от цивилизации.

После Honto дорога дает нам небольшую передышку. Мы сходим с асфальтированной дороги и продолжаем путь по очень извилистой тропе. Снова выходим на асфальт и оказываемся у источника с водой и Mesa de orientation (информативного стола, на столешнице которого представлен план местности). Это место (6,4 км сегодняшнего этапа) — прекрасная смотровая площадка. Отсюда открываются чудесные виды на Сен Жан и Французскую Аквитанию. В одном километре от Mesa de Orientación находится еще один альберге и бар-ресторан Orisson. Это еще одна альтернатива для ночлега, в основном подходящая для путников, которые начали путь поздно. Продолжаем путь по горной дороги в компании многочисленных овец породы Манех и крепких лошадей, нечувствительных к суровому климату Пиренеев. Идем так еще 4 км, и в ста метрах от дороги по левую руку, на каменном постаменте, мы увидим изваяние Девы Бьякорри (Virgen de Biacorri), украшенное цветами, ракушками, ожерельями и прочими подношениями пилигримов (11,3 км этапа).

Через 20 минут проходим мимо поворота, который ведет вниз, к французской деревушке Arnéguy. Еще 2 км, и мы наконец оказываемя в ключевом пункте нашего маршрута. У правого края дороги мы увидим указатель с надписью Roncevaux/Orreaga (15 км этапа). В этом месте мы покидаем дорогу D-428 и продолжаем наш путь по мягкому ковру пиренейского луга. Почти сразу перед нами окажется Крест Тибальта, также обильно украшенный дарами паломников. Снова начинаем подъем между двух горных склонов, оставляя справа каменную хижину, которая может служить убежищем в непогоду (15,6 км). Вдоль склонов пика Leizar Atheka идем еще 1 км и приходим к перевалу Bentarte. Здесь находится источник Рольдан (Fuente de Roldán), напоминающий об офицере Карла Великого, потерпевшем поражение от басков прямо в этом месте в далеком 778 году (16,5 км).

Внушительная каменная веха знаменует наше прибытие в Наварру. Вскоре трижды повторяющийся деревянный указатель направляет нас направо, в густой буковый лес. Потом более открытый отрезок дороги приводит нас к убежищу (refugio Izardotte), расположенному между дорожными вехами 43 и 44, и жизненно важному в случае чрезвычайной ситуации. Каменистая дорожка делается все более трудной и наконец приводит на перевал Lepoeder, наивысшую точку этапа на высоте 1430 м (20,5 км этапа).

Продолжительный подъем от Сен Жан Пьед де Порт до перевала Лепоедер.

Первые 20,5 км этапа - это продолжительный подъем. Предстоит преодолеть перепад высот в 1265 м, поднявшись с высоты 165 м на 1430м. Такой переход потребует много сил. Поэтому, чтобы избежать травм, настоятельно рекомендуется начинать путь в хорошей физической форме и покорять высоту медленно и терпеливо. Помните, что Камино де Сантьяго - это не забег, а путь внутреннего познания, где до цели доберется не самый сильный, а самый здравомыслящий.

Зимой или в плохую погоду всегда выбирайте путь через Arnéguy и Valcarlos.

Идти по альтернативному пути через Arnéguy и Valcarlos возможно всегда. Разница в высоте, которую необходимо преодолеть, на этой дороге существенно меньше - 895 м вместо 1265. Поэтому в случае неблагоприятных прогнозов и зимой следует выбирать именно ее. Путь берет начало за крепостной стеной,немного дальше, на повороте дороги вправо. Вы увидете желтый плакат с описанием маршрута. Этот путь обозначен на нем зеленым цветом как opción 2.

Усиление разметки Пути в Наварре и убежище Izandorre.

В 2010 году в Наварре значительно улучшили систему обозначения Камино. Было установлено более 80 специальных пронумерованных столбиков. Они призваны облегчить поиски в случае, если кто-то собьется с пути, и упрощают локализацию заблудившегося путника. Также по приказу правительства Наварры на перевале Izandorre было построено убежище, где Службой по чрезвычайным ситуациям была установлена система прямой связи с офисом Службы Спасения Наварры 112-SOS. Для вызова необходимо нажать на кнопку, которую вы найдете в убежище. Хотя убежище довольно неухоженно, в случае чрезвычайной ситуации оно жизненно необходимо.

Saint Jean Pied de Port

Он был основан в ХII веке. В 1234 году стал столицей Ультрапуэртос, одного из шести округов Королевства Наварры. В конце XVI века перешел во французское владение. В наши дни это кантон департамента Атлантических Перинеев, который является частью региона французской Аквитании. Сен Жан наполнен атмасферой средневековья. Расположенная на возвышенности цитадель, мощеные улицы, магазинчики на улице d´Espagne, старинная церковь и мостик через реку Ниве и конечно сотни пилигримов, начинающих здесь свой путь, создают это особое ощущение путешествия во времени.

Сiudadela

Эта цитадель размером 600 х150 м была построена в XVII веке по проекту военного инженера Вобана. Возведена на месте средневекового замка. С цитадели открываются наилучшие виды на город и окружающие его горы.

Puerta de Santiago

Ворота Сантьяго. Через них попадают в исторический центр города пилигримы с трех паломнических Путей, идущих из северной и центральной Европы.

Iglesia de la Asunción

Церковь Успения. Готический храм-крепость, образующая ансамбль с небольшим средневековым мостом через реку Ниве.

Roncesvalles

Ронсесвайес можно осмотреть в сопровождении гида. Предлагаются 45-минутные экскурсии на нескольких европейских языках по цене 4,20 евро для взрослых и 2 евро для детей. Они проводятся в течение всего года, за исключением января. Записаться на экскурсию можно в туристическом офисе Ронсесвайеса.

Colegiata de Santa María

Церковь Санта Мария- яркий пример французской готики в Испании. Строительство ее было начато в период с 1215 по 1221 год на средства короля Наварры Санчо VII Сильного. Его могила по сей день находится в стенах церкви. Надгробная плита изображает усопшего короля в полный рост- 2,25 м (легенды утверждают, что именно таким был рост монарха). На протяжение многих веков церковь оставалась покинутой и сильно обветшала. Поэтому в XVII веке большая ее часть была перестроена.

Capilla de Santiago

Часовня Сантьяго- небольшая готическая постройка XIII века. До XVII века служила приходской церковью. Была перестроена в XX веке.

Capilla de Espiritu Santo (Silo de Carlomagno)

Часовня Святого духа - самое древнее строение в Ронсесвайес. Датируется XII веком. Считается, что стоит на месте крупного погребения воинов, павших в 778 году в битве при Ронсесвайесе. В ней же захоранивали пилигримов.
1
~ Со 2 июля по 30 сентября есть автобусное сообщение между Сен Жан де Пьед де Порт и Памплоной. Автобус ходит ежедневно 2 раза в день с автобусной станции Памплоны, в 14.00 и 17.30. Время в пути - 1 час 45 минут. Стоимость поездки в одну сторону 20 евро. Автобус из Сен Жана отравляется ежедневно в 19.30. (информация на 2012 год). Билеты можно приобрести в кассе автовокзала или через интернет http://www.alsa.es
2
~ В остальное время года в Сен Жан лучше добираться через Ронсесвайес. С понедельника по пятницу с автостанции Памплоны ходит автобус, один раз в день в 18.00. В субботу есть автобус в 16.00, а по воскресеньям автобусов нет. Цена билета - 6 евро + еще 6 евро за перевозку велосипеда. Купить билет можно или в кассе на автостанции или через интернет http://www.autobusesdenavarra.com
3
~ В свою очередь из Ронсесвайес до Сен Жан можно добраться на такси. Телефон службы TeleTaxi - +34 948 23 23 00 и +34 948 35 13 35. (+34 - код Испании).
4
~ В Сен Жан Пьед де Пор на Place Floquet есть магазин Direction Compostelle, который торгует снаряжением для пилигримов (одеждой, обувью, носками, тростями и т.д.) В магазине установлено несколько компьютеров с доступом в интернет.

День 1 (ад и перевал). Сен-Жан-Пье-де-Пор - Ронсесвальес

Saint-Jean-Pied-de-Port - Roncesvalles

Встал относительно рано, оделся сразу в форму, пошел завтракать. Завтрак континентальный, но пристойный. После завтрака час собирал велосипед, потом в номере мучительно распихивалл все барахло в сумки. Окончательно нормально всё у меня улеглось где-то на четвертый день, когда я понял, что и в какой степени мне может пригодиться.

Навешивал сумки - пришлось их перенастраивать. От всех этих несуразиц начал нервничать - долго искал по городу место выдачи креденсиаля, нашел с трудом. Креденсиаль выдают чудесные тёти из общества друзей Камино, вдобавок дали распечатку альберге по маршруту - с адресами и указаниями условий проживания. Там же привесил на рюкзак ракушку:) Потом закупил воду, бананы, сэндвич и в итоге стартовал в 9:30 - это очень плохо и очень неправильно. Старт летом не может происходить позже половины седьмого, максимум - семь, оптимальный старт 5:50, когда занимается рассвет . Ну и, конечно, (балбес!) забыл в номере японскую мочалку. В том году мочалку я оставил в Таиланде на острове. Надо себе зарубку сделать, что ли?.. На носу, скажем.


Эта фотография взята из открытого источника

Сразу на выходе из города пошли очень приличные торчки. Сначала я крутил довольно-таки бодро, несмотря на то, что груженый вел был натолько непривычен, что меня бросало из стороны в сторону, потом еще раз пришлось перевесить сумки, за которые я при езде стал задевать пятками, чего не было в Москве. Прикатывать снаряжение перед походом обязательно! Через какое-то время градиент начал повышаться до совершенно непристойных цифр, и в какой-то момент пришлось спешиться. (Градиент - это уклон дороги, выраженный в процентах, равный синусу угла наклона траектории, домноженного на 100%, который пишут на дорожных знаках. Если за 100 метров дорога поднимается на 5 метров вверх, то это градиент в 5%, а если на 15, то 15%. Градиент в 100% это угол в 45 градусов, в природе таких дорог не встречается)

Но уже через час после отъезда виды стали радовать. Я нарочно взял эту (не самую удачную) фотографию, на ней виден уклон, но тут я еще шел в седле. Временами дорога уходила на грунт и шла между овечек.

Становилось жарко, но адреналин держал. Асфальт пер чуть ли не прямо вверх и меня куда чаще обгоняли пешеходы, чем я их...

В какой-то момент я понял, что толкать велосипед в эту дикую гору в велотуфлях - не самая лучшая идея и переобулся в кроссовки, возблагодарив Небо за то, что я их таки с собой взял. Добрался до какого-то камня, сфотографировал велик и понял, что на мне нет очков. Оставил их в полутора км ниже, когда переодевал кроссовки... Катастрофа! Но без очков ехать нельзя , запасные я не брал и я скатился вниз. Уклон такой, что выжимаешь гидравлику до боли в трицепсах, а груженый вел всё равно потихоньку ползет вниз. Потерял как минимум 35-40 минут...

Спустя еще час подъема почти полностью пропали деревья, остались поля и пасущиеся на них лошадки:

Надо мной кружился какой-то местный орел в 10 метрах - или позировал, или ждал пока я сдохну)))

Пока я пёр велик вверх, мне приходили в голову банальности, достойные Коэльо: Моя жизнь - это первый этап камино. Ты не можешь ехать, потому что нет сил, исходных данных и не тренировался. На зубах толкаешь. Видишь перед собой за поворотом простор, но дорога поворачивает и ты видишь еще один торчок. Главное - что никто тебя туда не гнал, и никто тебе за это конфету не даст.
Потом они еще будут приходить какое-то время, а потом рефлексии закончатся.

У водопоя Роланда оставил упаковку изотоников (о чем впоследствии сильно жалел). Ну зато сфотографировал франко-испанскую границу, бгг

На самый главный перевал я взобрался только к 4 часам дня. Жрать не хотелось совсем и выкинул купленный сендвич. Вода еще была. Я самонадеянно переоделся обратно в велотуфли, бггг.

Почему самонадеянно? Подому что пошел даунхилл с диким уклоном. Снимать сил уже особенных не было. Вообще сил, казалось, уже не было.

Даунхилл это Бог с ним, но там сплошняком шел крупный битый булыжник. Ехать по нему верхом казалось мне слегка опрометчивым, и я катил. Теперь приходилось цепляться за велик, чтобы он не улетел куда-нибудь в кусты.

Но булыжник через какое-то время кончился, и пошел просто даунхилл по грязи. Очень хотелось домой, к маме и пожрать, и я поехал. Мадре миа! Я катил по таким склонам, на которые накануне я бы даже смотреть не стал!!! Затекали трицепсы от усилия на тормозных ручках. Велосипед легко продолжал скользить по грязюке вниз с полностью заблокированными колесами. Один раз таки я упал через руль, наткнушись на хорошо замаскированный корень - абсолютно без последствий, даже успел выстегнуться, но было страшно.

Вплоть до Ронсесвальеса шли только грунты. Когда я вырулил к городу, не было даже поползновения ехать дальше, как было написано у меня во втором варианте плана.


Грунты на спуске

Альберге в Ронсесвальесе прекрасный, таких больше не будет, разве что в Бургосе, но и там пожиже. Нужно не забывать, что при заселении можно попросить купон на ужин пилигрима в ближайшем ресторане - 10 евро. Но ужин, по сравнению с тем, что я ел потом весьма слабый. Ели вместе с двумя испанцами и австралийкой - они пешеходы. Прекрасно поговорил по-испански, переводил девушке на английский сказанное испанцами. Сходил музей и капитул, посмотрел гробницу Санчо VII Могучего (1154-1234 г.), и цепь, которую он разорвал ручищами, добираясь до какого-то маврского визиря. В Ронсесвальесе в принципе, нет ничего, кроме двух отелей, громадного альберге, двух баров, трех храмов и музея. Всё охватил)))

Но первый день был таки очень тяжелым. Я знал, на что я иду, когда поехал по тропе Наполеона, а не по шоссе, поэтому воспринял это стоически, а вот у источника Роланда я встретился с плачущей американской велотуристкой, которая сказала, что « If I"d known it would be so...» и дальше много непечатного. Залезая на тропу Наполеона, надо быть уверенным, что вы её сможете пройти , потому что снять вас с маршрута в некоторых точках будет невозможно - есть места, куда можно добраться только пешком. Вечером в альберге я встретил итальянца-пешехода, с которым мы параллельно пыхтели на подъём какое-то время, он рассказал, что американскую даму с велосипедом вытащили паломники-пешеходы, она сама так и не смогла дойти.

Самое обидное, что я не включил Strava на телефоне и от усталости не переписал данные с велокомпа, а они обещали быть прекрасными - в гору я на некоторых участках вел толкал со средней скоростью километра полтора в час.

Но виды искупили всё, да.

И откуда направлюсь в Сен Жан Пье де Пор. Все-таки маленькие Европейские городки кажутся мне более привлекательными.

Ресторанчик на улочках Bayonne, France

Набережная Bayonne, France

Но я здесь проездом и через 40 минут электричка унесёт меня в отправной пункт моего пути Camino de Santiago.

Как добраться в Сен Жан Пье де Пор

На самом деле, вариантов, как доехать до французского городка Saint Jean Pied de Port из Парижа или Барселоны — множество.

Делюсь с вами своим опытом:

  1. ночной автобус Париж — Байонне (Bayonne)
    Рекомендую автобусную компанию FlixBus . У этой компании очень часто бывают распродажи, советуем оформить подписку на спец. предложения.их сайте.
    При покупке билета обратите внимание, что при выборе «Парижа» в выпадающем списке много терминалов, но только из трех из них вы сможете отправиться в Байону. (Paris — Orly Sud, Porte Maillot, Bercy Seine)
  2. электричка Байонне (Bayonne) — Saint Jean Pied de Port
    Билеты можно приобрести ⇒

Сен Жан Пье де Пор (Saint Jean Pied de Port) — городок — все как я люблю

Канал Сен Жан Пье де Пор

Улочка Сен Жан Пье де Пор

Из этого милого места я завтра начинаю своё длительное путешествие «Боже дай мне сил«.

Вид с хомла в Cен Жан Пье де Пор

Красивая церковь на старинном кладбище Сен Жан Пье де Пор

Место в церкви Notre Dame du Bout du Pont, где пилигримы могут поставить свечку

Saint Jean Pied de Port хорош всем, начиная с живописной железной дороги, заканчивая атмосферой, которая царит в городе, благодаря постоянной тусовке большого количества Пилигримов. Завтра мне предстоит самый сложный отрезок всего путешествия, 27 км в гору. По правде говоря, я рассчитывала поделить этот отрезок пополам, но на регистрации

Регистрация пилигримов и выдача паспортов

мне с утра сотрудница сказала, что все отели заполнены и что нужно преодолеть весь отрезок в один день, радует, что я не одна в ужасе от этого, общая беда — мотивирует. Кажется, что в нашем альберге собрался весь мир: корейцы, австралийцы, аргентинцы, американцы ну и ясное дело европейцы.

Мой первый альберге, другими словами, это хостел для пилигримов

Работница альберге сначала приняла меня за бразильянку, надеюсь не из за волос, а из за другой их гордости (угадайте какой), потом, услышав, что я говорю по английски, решила, что я итальянка (ну это мы уже в Азии проходили).

Прибыв 29 июля в Сан-Себастьян я думал, что попаду в Сен-Жан-Пье-де-Пор на поезде, но не тут то было. Аэропорт настолько пуст, что спросить было не у кого как добраться и на чем.
Аэропорт Сан-Себастьян.


Расположение Аэропорта и ЖД станции через реку La Bidassoa
Видно как по водной границе Испания разделяет реку с Францией.

Получив свой спецбагаж, я прошел сквозь пустой холл аэропорта на улицу. Честные баскские такситы поведали мне, что поезд отправляется только утром с периодичностью один раз в день. Кроме этого необходимо было бы совершить пересадку на второй поезд, расписание на который было мне не известно. В общем я не стал искушать судьбу с поездами, т.к. находился он по другую сторону устья реки La Bidassoa и пешком было бы проблематично до него добраться с такими сумками как у меня. Так же не мало важным был тот факт, что в этот день мне требовалось собрать байк и немного отдохнуть, голод и отсутствие сна давали о себе знать. Сборы перед полетом на столько меня увлекли, что я так и не сомкнув глаз в 3 утра отправился в аэропорт "Домодедово". В общем не спал больше суток.
Принимая как данность о невозможности съэкономить и загрузив свою поклажу в просторный универсал Октавии, я развалился на кресле и уже начал наслаждаться красотами подножия Пиреней.
Проход в арку к улице пилигримов, куда меня доставило такси - можно сказать символичное открытие начала моего пути.

Прибыв на место и расплатившись с таксистом, первым делом я нашел главный офис пилигримов.

Дома из розово-серого песчаника являются одними из основных достопримечательностей города.
Основная улица с множеством альберге и офисом пилигримов.

Вновь прибывшие паломники


Подобные фото - это как взгляд назад в прошлое, ведь на нем я узнал двух неизвестных мне тогда паломников из Германии и Италии.

И так, получив Credencial (Креденсиаль - паспорт паломника) и оплатив место в альберге в размере 10 евро, я принялся за сборы своего боевого друга на заднем дворе, который любезно предоставили в мое распоряжение служащие офиса.
Уютный з адний дворик с каштаном.

Вроде все целое.

Провозившись с цепью, но в итоге благополучно собрав вел полностью, я бегом умчался ужинать.


После вкусной еды пришло спокойствие и готовность осмотра окрестностей этого удивительного городишки.

Остаток дня обещал быть солнечным и сулил приятную прогулку.


Город Сен-Жан-Пье-де-Пор стоит на слиянии трех рек, которые образуют одну - Нив.
Вид на реку Нив

Вид на другую сторону, река движется вниз на 53 км пока через Бискайский залив не попадает в Атлантику.

Альтитуда города составляет 175 м над уровнем моря.

Интересной формы стулья в одном ресторане.

Детали.











Город пестрит красками зелени и цветов, что придает сказочность старинным стенам города.

Главный вход в городской замок-цитадель Château de Mendiguren (1191 г.) в лучах заката на холме.

Королевская дверь через арку.

Общий вид на цитадель.

Вид на город с холма.

Вид на Пиренеи.


Вскоре стемнело и пока не закрыли двери альберге на ключ я поспешил на ночлег.

Сен Жан Пье де Пор

Самый популярный маршрут — Французский Путь Сантьяго начинается именно здесь, во Французских Пиренеях, в небольшом уютном провинциальном французском городке Сен Жан Пье де Пор, который с XII века успел побывать столицей баскской провинции Нижняя Наварра и важным форпостом на границе с Испанией.

Кстати добраться сюда проще всего автобусом из Памплоны (2 — 3 раза в день с марта по октябрь). А в Памплону автобусом или поездом из Мадрида или Барселоны. Можно также доехать до Сен Жан Пье де Пор из Франции через Байонну, но авиабилеты до Парижа или Биаррица обычно дороже чем до Мадрида или Барселоны.

Основные достопримечательности Сен Жан Пье де Пор:

Цитадель с отличным видом на город со смотровой площадки, перестрона в 1625 году из городского замка а замок был построен еще в 1191г. Отличный вид на город со смотровой площадки. В центральном здании сейчас находится школа.
Ворота Святого Иакова. Исторический вход для пилигримов идущих по Поденской дороге из Франции. Часть Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Нотр Дам дю Понт
Дом Арканзола, старейший сохранившийся дом из розового песчаника, являющихся достопримечательностью Сен Жан Пье де Пор (1510г.) На первом этаже находится один из спортивно-сувенирных магазинов «Бутик Пилигрима»

Сначала нужно посетить офис пилигримов чтобы получить удостоверение или паспорт паломника — Креденсиаль и всю необходимую информацию о предстоящем этапе и о погоде. Accuel Saint Jacues Rue de la Citadelle 39, 7:30-12:00, 13:30-19:00, 19:45-22:00

Из Сен Жан Пье де Пор в Ронсесвальес есть два пути Дорогой Наполеона, которая сложнее, выше, но более красивая но не рекомендуется в плохую погоду, или вдоль шоссе через Валькарлос. Второй вариант проще за счет не такого высокого подъема, но и не так интересен и рекомендуется в плохую погоду зимой и пилигримам на шоссейных велосипедах. Дорога Наполеона достаточна сложна для прохождения и на горном велосипеде из-за почти постоянного уклона вверх, на протяжении 20км предстоит подняться на почти 1000м!

Дорога Наполеона:

Hontto 5 км

Gite Kayola

После Hontto отмеченная желтыми стрелками тропа сворачивает левее с асфальтированной дорогии идет резко в гору по каменистому участку, велосипедисты могут остаться на шоссе тропа примкнет позже.

Orisson 2,3 км

Refuge Orisson

Roncesvalles

Ронсесвальес c X века важный пункт на Пути Сантьяго: здесь находились приют и больница для пилигримов, церковь Colegiata de Santa María de Roncesvalles, где похоронен король Наварры Санчо Сильный. Стоит также посмотреть церкви Capilla de Santiago и Capilla del Santo Espíritu, а также музей Museo de la Colegiata и памятник Роланду.

Albergue Colegiata
Новый современный альберге, так называемый «Отель пилигриммов» 180 мест со всеми удобствами.

Antiguo Albergue
Старый альберге, с впечатляющей общей спальней на 120 мест под древними сводами, позволяющий почувствовать себя словно в Хогвартсе! (Открыт только в случае заполненности нового)